Беседа с Андреем Мухоморовым и Александром Зайцевым, лейбл «Чебурек»

10.10.2003, glebis | об автореwwwжж@ | рейтинг: 7

Петербургский лейбл Cheburec у огромного числа людей, интересующихся современной музыкой как у нас в стране, так и зарубежом, небезосновательно ассоциируется с определением «российская электронная музыка, её интересная часть». Беседа его руководителями, Андреем Мухоморовым (M) и Александром Зайцевым (3) состоялась в сентябре 2003 года и была призвана пролить свет на прошлое, настоящее и будующее одного из самых перспективных на мой взляд российских музыкальных издательств.

Всем, наверное, будет интересно узнать, с чего всё начиналось? Как возникла идея создания лейбла?

M В Петербурге есть студенческое кафе «Баклажан», недалеко от «Технологического института», оно работало тогда по вечерам и по выходным. Шёл 1998-ой год. Мы решили там устроить какое-то мероприятие с электронной музыкой, напечатали заранее флаера, предлагали всем желающим приносить демо в это кафе с тем, чтобы мы их потом слушали и понравившихся музыкантов приглашали выступить на вечеринку. Как ни странно, принесли довольно много демо, было из чего выбрать, из известных сейчас людей там я в первый раз познакомился с Тензором. Вечеринка прошла довольно удачно. Примерно в то же время Вова PCP сделал мини-фестиваль, на котором играли Ёлочные Игрушки, KLUtCh и многие другие.

3 У Вовы была такая же идея — он предлагал музыкантам приносить демо, отбирал, и потом отобранные музыканты 2 дня играли на фестивале. Там мы, например, познакомились с Fizzarum.

АМ: Кстати говоря, фестиваль назывался Plug-n-Play, оттуда и пошло это название. После этих двух событий мне стало ясно, что есть достаточно большое количество музыкантов, которых было бы интересно издать.

В то время вся музыка звучала более-менее как техно?

M Нет, почему. У Fizzarum был к тому моменту вполне сформированный стиль, у PCP тоже. Тогда PCP играли drum-n-bass.

3 То есть это была не какая-то примитивная музыка, а совсем разная. Там, например, уже тогда играли Mechanic Duo, Ruff Engine, приходили какие-то молодые люди, которые говорили, что играют кун-фу idm — музыка уже была разная, только не было сформированной сцены. Именно в это время впервые все перезнакомились.

M Это была осень 98-го, а летом следующего года вышла кассета, которая называлась «Слушаем дома», на которой были представлены треки музыкантов, которые в этот период играли на наших вечеринках, плюс к тому моменту мы познакомились с Карибасами и прониклись их музыкой, там был их трек. Этот сборник я делал сам, без Ёлочных Игрушек — к тому моменту мы друг друга не знали. Он был выпущен на KDK, с нормальной полиграфией и упаковкой. Тираж этой кассеты был 200 штук. К моему удивлению, тираж этот очень быстро разошелся, при том что продавалась она всего в нескольких местах: в «Базе» и т.п. К тому времени мы договорились о выпуске альбома Карибасов, напечатали их, они продавались вообще хорошо. После этого был сборник «Выход в город», перед которым мы познакомились с Ёлочными игрушками.

3 Андрей позвал нас выступать на одно из мероприятий — собственно, он был первым промоутером города, заинтересовавшимся в музыкантах, а не в ди-джеях. Кассета «Выход в город» — очень странный сборник — там, например, были треки Слона, Лены Поповой, Ruff Engine. С этого сборника, пожалуй, и началась настоящая история лейбла. Андрей сказал, что он хочет сосредоточиться именно на кассетах, потому что он видел, что такую музыку покупают молодые люди, чудом выбиравшие её из огромного количества диджейских сетов. Андрей хотел, чтобы релизы были доступными, поскольку тогда пиратские диски не были так распространены, а цены на лицензионный была порядка 130 рублей, при этом кассета стоила 19.

Это было занятное время — 2000-й год, тогда мы делали серию вечеринок в «Планете Интернет» — каждую неделю в один и тот же день проходила вечеринка, на которой презентовалась новая кассета: Vesna, Lonyx, Cabina/KLUtCh, и играли соответственно те же люди плюс какие-то известные проекты (например, PCP). На эти мероприятия пришло довольно-таки много людей.

Кто ваша аудитория? Откуда приходили люди? Кто посещал, например, ваши мероприятия в «Баклажане», когда вы были ещё совсем неизвестны?

3 Это было очень странное место — там, например, стояли бильярдные столы, и народ какой-то всегда был. Мы не знаем кто наша аудитория. Стратегически музыка была сориентирована на тех, кто может купить кассету в ларьке. Мы никогда не исследовали нашу аудиторию. Как всегда — сначала приходят музыканты и их знакомые, потом знакомые знакомых, и так далее… В итоге, всё это пришло к вечеринкам в «Red Club», на которые собирается 300 человек — сейчас уже работает имя лейбла.

Когда произошёл переход на диски?

M В 2001-ом году, хотя в регионах кассеты до сих пор продаются лучше, чем диски — я ездил в некоторые города и видел это собственными глазами. В тот момент у нас возникли идеи о том, что пора продавать нашу музыку за рубежом, где, понятно, кассеты уже давно никому не нужны. К тому же, на кассете очень много шумов, что для такой музыки плохо. И третий момент — появились деньги, чтобы издавать музыку на cd.

3 Очень сильным внутренним стимулом был вышедший на западе сборник Ru.Electronic. В 2000-м году мы вернулись из Англии, были какие-то концерты, где играли KLUtCh, PCP, прямо на концерте подходил Lonyx, дарил cd-r со своим альбомом, кто-то ещё передавал демо — нам стало ясно, что в России делают музыку не хуже, чем за границей, причем это не вторяк и жалкое подобие с запозданием, а действительно нечто стоящее. Тогда я связался с Джоном, мы собрали и послали демо. Пока шла подготовка релиза, мы здесь уже были морально готовы начать новый сезон, выпустить «Выход в город-2» и делать какие-то релизы русских музыкантов на cd, чтобы их можно было продавать и на Западе. В Англии, например, релиз на кассетах — это очень дорогостоящий курьёз. Столофф и Хопкинсон мечтают выпуститься на кассете.

В 2001-ом на cd вышли «Выход в город-2», Stoloff&Hopkinson, KLUtCh, переизданный в России Reframing. Так получается, что мы практически год обдумываем наши дальнейшие действия, а потом, чаще всего осенью, выпускаем.

Каковы основные причины того, что у вас такие большие задержки выпуска релизов? Все-таки год — это довольно-таки большой срок для современной музыки.

3 Такова ситуация во всём мире, не только у нас. Год — это минимальная задержка, бывает, что люди ждут 3 года; лейбл Reflex честно говорит, что у них задержка в 5 лет. Никогда не бывает, что вышел новый альбом, что он только что записан — слушатели заблуждаются, думая, что он купил в магазине новый альбом, значит это свежесть.

M Причина этого — издательский процесс. Например, сейчас у нас есть план выхода релизов на год вперед. Когда нам приносят демо, которое мы готовы выпустить, мы объясняем, что и рады бы, но раньше чем через год никак не можем…

3 Надо понять, что мы меняемся, меняются слушатели, и нужно не ошибиться в выборе того, что действительно достойно выпуска. С музыкантами тоже нужно работать над альбомом, если это имя новое — его нужно представить слушателю, то есть, например, выпустить сборник. Глупо выпускать сразу 5 дисков — нужно выпустить один, сделать ему промоушн, найти для него дистрибьюторов, надо, чтобы о нем написали, чтобы люди знали, что это можно купить. Соответственно, если мы имеем 4 альбома, то мы можем их выпускать хотя бы через месяц, то есть для одного альбома задержка минимум в полгода. В реальности же сроки ещё больше. Это нормальное функционирование — между человеком, пишущим музыку, и конечным её потребителем, существует достаточно сложная система издателей, дистрибьюторов, журналистов и т.д.

Мы с Андреем изначально решили издавать музыку, не делая ставку на актуальность — мы делали релиз год назад, и нам не стыдно за него сейчас. Нам неинтересна мимолетная музыка. Нам кажется, что большинство наших кассетных релизов сейчас было бы не стыдно переиздать на cd.

Скорость важна, когда в одной сфере конкурирует несколько лейблов, и им нужно как-то выдвигаться вперед, тогда начинается борьба за исполнителей, например, как это было со Squarepusher'ом.

Как бы вы обозначили ту музыку, которую вы издаете, раз слово «актуальность» вас абсолютно не тревожит?

3 Это слово сейчас слишком часто используется для рекламы очень смешных продуктов.

M Когда нечего сказать — говорят «актуальная».

3 Меня лично также не устраивает слово «культовый». Мы, честно говоря, просто заинтересованы в издании музыки, которая нам нравится. В этом году мы, отбирая материал для «Выхода в город-3», столкнулись с проблемой, что нас, оказывается, воспринимают как узко idm-лейбл. А это в корне неверно — на Чебуреке вышли Карибасы, PCP, Stoloff&Hopkinson… С тех пор мы не меняли направления. Сейчас мы работаем с музыкантом из Мурманска — Момбусом, чью музыку уж никак нельзя назвать idm-ом, хотя она и делается на компьютере. Просто в тот период, когда Андрей начинал, труднее всего было издать какую-то экспериментальную электронику — тогда человек мог приставить к своему имени аббревиатуру «DJ» и издать техно— или транс-композицию и выпустить её на куче сборников, которые бы хорошо продавались. А как только музыкант пытался делать нечто более интересное, он был обречен на забвение…

Те же лейблы Warp или Ninja Tune — разве можно обозначить их стили?

M Есть какие-то ключевые артисты, но издается огромное количество разной музыки. К нам приходит огромное количество музыки, которую условно можно назвать idm-ом. Она хорошо, не хуже многих западных аналогов сделана, но нас она совершенно не интересует, и это очень трудно объяснить людям, присылающим нам эту музыку.

3 Лично меня в последние годы не интересует intelligent dance music. Меня волнуют какие-то имена, но в целом это явление я считаю скучным и находящимся в глубоком застое; сейчас уже многие это понимают. А нас оно, к сожалению, только начинает набирать обороты.

Напоследок вопрос о ближайших перспективах. Чего ждать от Чебурека?

M Во-первых, будет продолжаться серия Plug-n-Play, на каждую вечеринку мы постараемся привозить интересных персонажей. Что касается релизов, то у нас готовится несколько очень интересных проектов. Ближайшее — «Выход в город-3», потом мы планируем переиздание альбома Елочных игрушек, также готовится к выпуску Момбус, ведутся переговоры с Александроидом, у них есть очень интересные материалы, которые кроме нас, пожалуй, никто не решится издать. Практически готовы новые альбома Lonyx, Tenzor, Sensiva, ведется работа с Zelany Rashoho.

3 Мы сейчас готовим очень интересный рэп-альбом, в котором будет задействовано очень много людей: и Stoloff&Hopkinson, и Тензор, и PCP. Много интересного впереди.

cheburec.com

об авторе:

glebisglebis. Санкт-Петербург. День рождения: 24.04.84

Глеб Калинин — автор Эксперимент.Ру. Профессионально занимается веб-технологиями и пишет электронную музыку под псевдонимом jeune homme.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Михаил Безродный. Пиши пропало
Записки филолога — так бы вкратце я охарактеризовал эту милую и совсем даже не скучную книжку. Купившись на приятное оформление, отсутствие комментариев по поводу известности или…

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин