Филип Гласс в Москве и Петербурге

07.11.2003

26 ноября 2003 г., Санкт-Петербург,
БКЗ «Октябрьский»

28, 29 ноября, Москва,
Московский Международный Дом Музыки.

Филип Гласс и его ансамбль
музыка к фильму KOYAANISQATSI»
реж. Годфри Реджи

Первые гастроли в России знаменитого композитора.

Второй, после Московского кинофестиваля, показ культового фильма.

«ФИЛИП И ФИЛЬМЫ» — мировое турне Филипа Гласса и его инструментального ансамбля. Вниманию публики представлен уникальный в своем роде показ музыкально-кинематографических работ Филипа Гласса за последние 25 лет, каждое из выступлений– это одновременно и концерт, и киносеанс. На экране демонстрируется фильм, в то время как оркестр под управлением Филипа Гласса исполняет «вживую» музыку к этой ленте.

Филип Гласс – человек–легенда, при жизни получивший статус классика. К творениям Гласса можно относиться по-разному: одни признают за ним гениальность, другие замечают излишнюю патетику и монументальность звучания, но так или иначе, его имя давно вошло во все музыкальные энциклопедии, его творчество – предмет многочисленных исследований. Концерты Гласса с восторгом принимаются критикой и публикой по всему миру.

Имя Гласса часто вспоминается в связи с кинотрилогией “Кацци”/Qatsi режиссера Годфри Реджио. Музыка ко всем фильмам Годфри Реджио была написана Глассом. Гласс вообще много и плодотворноработал в кино: за работу над “МИСИМОЙ” Филипу Глассу был присужден Приз жюри Каннского кинофестиваля. За “ШОУ ТРУМЕНА” он удостоился приза “Золотая сфера”. Музыкальная дорожка к “КУНДУНУ” была номинирована на “Оскар”, как и саундтрек к недавно вышедшему фильму «ЧАСЫ», который также получил номинацию на «Золотой глобус» и награду Британской Киноакадемии.

Концерт Гласса в БКЗ «Октябрьский» едва ли будет похож на концерты в их обыкновенном понимании. На большом экране зрители увидят фильм «Коянискацци» (впервые после показа картины на Московском Международном кинофестивале 1983 года), а музыкальным сопровождением к фильму по-прежнему останется музыка Филиппа Гласса, но в «живом» исполнении его оркестра. И это сильно отличается от саундтрека фильма, записанного много лет назад. Как сказал Гласс в интервью: « … в то время мы только осваивали музыкальный язык, на котором теперь говорим бегло».

Филип Гласс родился 31 января 1937 года в Балтиморе. Будущий композитор познакомился с классической музыкой в раннем возрасте благодаря своему отцу, который часто приносил из магазинчика при своей радиомастерской плохо продававшиеся пластинки. Плохо продавались записи произведений Шуберта, Бетховена, Шостаковича. В шесть лет будущий композитор стал учиться игре на скрипке, затем – на флейте и фортепьяно. Поступив после школы в Чикагский Университет, Гласс изучал математику и философию, подрабатывал грузчиком и официантом. В 19 лет Гласс окончил учебу, перебрался в Нью-Йорк и полностью посвятил себя музыке. Затем он уехал в Париж, где получил предложение поработать над музыкой к документальному фильму – необходимо было перенести на ноты музыку великого индийского музыканта Рави Шанкара. Индийская музыка настолько увлекла композитора, что в течение нескольких лет он изучал неевропейскую музыкальную культуру в Северной Африке, Индии, Гималаях.

К 1974 году Гласс является автором многочисленных музыкальных произведений для своего коллектива – Ансамбля Филипа Гласса. Кульминацией этого периода творчества стала «Музыка в 12 Частях»/Music in 12 Parts и созданная совместно с Робертом Уилсоном опера «Эйнштейн на пляже»/Einstein on the Beach, одно из самых значительных событий музыкального театра ХХ века. Бродвейская премьера опреы состоялась 21 ноября 1976 года.

Творческую жизнь Гласса можно условно разделить на два периода: до «Эйнштейна» и после. «До» он был известен только в Европе, где у него нашлись последователи в лице Дэвида Боуи, Брайана Ино и музыкантов «Кинг Кримсон»/King Crimson. «После» Гласс со своим ансамблем из семи человек дает концерты в крупнейших залах Токио, Парижа, Торонто.

Его произведения попали в чарты. О нем говорят, что он «навел мосты между классической и популярной музыкой». В ответ он утверждает, что «никогда не принимал такого разделения». Он напрочь отвергает звание минималиста, как, впрочем, и все другие.

В Санкт-Петербурге и Москве будет показана, пожалуй, самая известная из киноработ Гласса — фильм «Коянискацци» режиссера Годфри Реджио.

Когда Годфри Реджио было 14, он вдруг пришел к заключению, что мир абсурден, и спастись от этого абсурда возможно только в монастыре. Вследствие такого заключения он присоединяется к католическому ордену «Братья во Христе» и на протяжении последующих четырнадцати лет посвящает свою жизнь смирению и молитве. В 1963 году Реджио становится одним из создателей организации, борющейся с юношеской преступностью, а немногим позже он организовывает медицинский центр в Санта–Фе. С 1993 года является руководителем известнейшей школы исследований и творчества в области искусств, техники и средств массовой информации «Фабрика-футуре, презенте», созданной фирмой «Бенеттон» в Италии.

В переводе с языка индейцев племени хоппи «Коянискацци»/Koyaаnisqatsi – значит «жизнь вне состояния покоя». Первый фильм трилогии «Кацци» увидел свет в 1983 году благодаря поддержке Фрэнсиса Форда Копполы, выступившего в роли продюсера.

Этому предшествовали семь лет работы, 35 километров отснятой пленки и бессчетное количество уникальных кадров кинохроники. Два года подряд на монтажном столе перед режиссером лежит целый мир, который предстоит собрать заново. Сотворить единство из хаоса без музыки было невозможно, и Реджио пригласил Филипа Гласса.. Гласс взял за основу музыки индуистские обрядовые песнопения, Реджио продублировал заданный ритм монтажом. Получившаяся в результате кинопоэма стала легендой.

«Это неповествовательный, бессюжетно-медитативный фильм, сопоставляющий проявления природы и современной цивилизации в самых разных ее ипостасях», — так описывает содержание фильма пресса.

«Мы – киборги, инопланетяне на собственной планете. Наша жизнь – это промышленный конвейер, наш мир – это пластиковая матка искусственной вселенной», — говорит Годфри Реджио, — «Технология заменила нам Бога. Перед всевидящим оком компьютера мы готовы преклонить колени».

Более подробную информацию можно найти на сайтах: www.philipglass.com и www.koyaanisqatsi.org

Концерт проходит при поддержке Посольства США в России.

В организации концерта принимает участие продюсерский центра «Green Wave».


всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

DeTune. Baikonur
Можно утверждать без малейших сомнений, что участники проекта DeTune, два Александра, прошли трудный путь к славе с самого начала. От старенького компьютера, двух убитых колонок и…

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин