Мэй

10.09.2003, glebis | об автореwwwжж@ | рейтинг: 7
Мэй / May

США, 2002
Режиссер: Лаки МакЛи
В ролях: Анжела Беттис, Джереми Систо, Анна Фарис, Джеймс Дувал, Николь Хильтс

О, Мэй, милый цветок зла, призванный развлекать нас своими сомнительными приключениями! Вечно одинокая и непонятая Принцесса На Горошине, Алиса в стране вурдалаков, не умеющих дружить как надо, бледная роза, которую бы сорвать и выбросить, но того и гляди — сама тебя на куски порежет.

Художнику хочется хорошо продаваться, художнику хочется, наверное, чтобы не стыдно было свои картины показывать людям, чтобы ещё и на пике актуальности быть. А ведь не секрет, что в эпоху пост-современности до сих пор «актуальность переживается как маргинальность, как в начале 20-го века актуальность переживалась как авангард» (Маруся Климова, Вячеслав Кондратович. Из предисловия к сборнику французской маргинальной прозы «Четыре шага в бреду»).

Мэй — с детства странный, не такой как все ребенок. Носит повязку на глазу, из-за чего другие нормальные дети называют её пиратом, её единственный друг — больного вида кукла в стеклянной коробке, которую матушка подарила ей со словами «Если у тебя нет друга — сделай его себе». Инструкция впоследствии воспринимается вполне буквально.

Теперь Мэй — совсем взрослая девочка, работает в ветеринарной клинике, избавилась от пиратской повязки, живет одна, разговаривает по вечерам с куклой и шьет себе наряды. Мэй ищет друзей. Мэй одинока и асоциальна, не умеет общаться, курить и адекватно интерпретировать происходящее — что с неё возьмешь, у неё было тяжелое детство.

Мэй встречает симпатягу-режиссера Адама Стаббса, который показывает ей свою студенческую трэш-хоррор работу, в которой влюбленная пара целуется и потихоньку поедает друг друга. Принцесса воспринимает всё буквально. Адам потихоньку пытается отделаться от девушки, которая уже на практике пыталась воплотить навыки, полученные в его шутливо-каннибалистическом опусе. С Адамом ничего не выходит. Чуть позже не выходит и с ветреной коллегой по ветеринарному цеху Полли, лесбиянкой, которой интересно всё новое (в том числе и мэевское увлечение надрезанием пальцев).

Что будет дальше — понятно. Иначе с какой бы радости критики называли это римейком «Франкенштейна»? Мэй решает сделать себе идеального друга, в одном увлекательном занятии объединив и своё пристрастие к скальпелям, и ненависть к неудавшимся друзьям, и, в конце концов, обиду на «ленивый глаз», мучавший её в детстве.

В общем, вышел почти фильм ужасов. Не лишенный, впрочем, определенного изыска — физиологичность происходящего с Мэй не один раз заставила меня передернуться и потянуться к кнопке перемотки — раздражали не только сцены так называемых жестокости и насилия, но и многие сцены робких попыток социально-сексуальных контактов Мэй с окружающим миром. В горле комом застрял вопрос — за что? Чем это интересно? Чем интересны перверсы, с детства являющиеся таковыми? Неужели не понятно как дважды два, что из всех их жизней выйдет? Не интересней тогда уж история сумасшествия, возникающего в самом расцвете жизни и без особых на то причин, как это было в «Гололеде»? Не опостылили ли все эти упреки пресловутому обществу? Нельзя ли на той же коммерческой почве разрабатывать какие-то более актуальные темы? Впрочем, последний вопрос риторический и ответа не требует.

Западное пресыщение дает о себе знать. «Хлеба и зрелищ» постепенно трансформируется в «хлеба и крови», «хлеба и извращений». Куда же сместит свой нервный прицел актуальность, когда маргинальность станет такой же близкой и понятной, как «Фабрика звёзд»?

В заключение,и как бы в оправдание, приведу цитату из рецензии Роджера Эберта, который на «Мэй» смотрит не столь обывательским взглядом знатока ужасов:

«Существует огромное количество плохих фильмов ужасов. Снять хороший оказывается очень непростой задачей. В хорошем фильме ужасов должна чувствоваться основательная симпатия к монстру, чего удалось достичь авторам „Франкенштейна“, „Кэри“ и „Молчания ягнят“. Хороший фильм ужасов должен показывать нам, что монстры, творя зло, тоже страдают, а не делают это для собственного или нашего удовольствия. В лучших картинах жанра преступление неизбежно, а монстры движимы вперёд немилосердной потребностью их бытия.»

Вот так и с «Мэй», видимо.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

glebisglebis. Санкт-Петербург. День рождения: 24.04.84

Глеб Калинин — автор Эксперимент.Ру. Профессионально занимается веб-технологиями и пишет электронную музыку под псевдонимом jeune homme.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Yen pox & Troum - Mnemonic induction
Yen pox & Troum — Mnemonic induction …

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин