ПЕТЕРБУРГ БЕЗ КРЫШИ. Манифест

23.05.2003, Петербург без крыши | об авторе@ | рейтинг: 1

На питерских улицах нужно все время смотреть себе под ноги, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму. Но иногда мы поднимаем глаза вверх и смотрим сквозь прохудившуюся крышу на низкое питерское небо.

Небо становится ближе.

Сегодня, в дни, когда неумолимо надвигается помпезное празднование 300-летия Петербурга, самое время задуматься о том, что будет с городом дальше. Официальная культурная политика нашего города проникнута духом затхлого консерватизма. В основном она сводится к реставрационным работам, установлению мемориальных досок и памятников, к спекуляциям на «великой истории и классических традициях».

При этом, с 1991 года, то есть с момента возвращения Петербургу его исторического имени, не построено ни одного здания, способного соперничать с ведущими образцами европейской архитектуры, а то, что строится, представляет собой в лучшем случае боязливое эпигонство. За последние 10 лет не возникло ни одного нового влиятельного литературного журнала или газеты; литературная и интеллектуальная активность не имеет публичного резонанса и вынуждена искать себе выхода на Западе или в Москве. Немногим лучше обстоит дело с современным визуальным искусством — здесь унылый пейзаж лишь отчасти скрашивают отдельные инициативы и поддержка иностранных институций.

Риторика «возрождения Петербурга» апеллирует к «началу века», имея в виду, как правило, декоративную, удаленную во времени на безопасное расстояние эстетику «Мира искусств», дягилевской антрепризы, поэтику символистов и акмеистов. Главными брендами культурной и туристической индустрии оказываются овеянные стародавней мифологией «Белые ночи», «Ахматова», «Мариинка» и «Эрмитаж». Так, как будто не было здесь ни Мейерхольда, ни футуристов, ни обэриутов, ни Филонова, ни Бахтина, ни конструктивистской архитектуры… Этот список легко продолжить.

Избыток исторического чувства вырождается в благоговейно-антикварное, некритическое отношение к прошлому и ведет подкоп под современность. А стало быть, подрывает возможность будущего — проекта, наброска, призванного утопически предвосхищать и утверждать грядущее.

Некогда, в качестве новой столицы Российской империи, Санкт-Петербург был именем такого проекта, смелого «броска на Запад». Мы говорим «был», потому что этот проект оказался свернут и заброшен. Несмотря на ряд символических шагов, нацеленных на возвращение Петербургу былого величия, факт остается фактом: городу по-прежнему отводится роль гробницы, усыпальницы, некрополя дворянской, дореволюционной культуры.

Творческих людей не может устраивать подобное положение вещей. Необходимо широкое движение, фронт художников и интеллектуалов, специалистов, занятых культурным производством, всех, чьи интересы лежат не в области мумификации, а в творчестве и обновлении городского пространства. В открытии этого фронта можно опираться на опыт передвижников и ЛЕФа, обэриутов и Ситуационистского Интернационала, наконец, на традиции ленинградского нонконформизма 50-80-х гг.

Люди, к которым мы обращаемся — художники, писатели, музыканты, актеры, интеллектуалы — живут, конечно, насыщенной, своеобразной и интересной жизнью — но только внутри своих узких кружков. Еще с 70-х годов у российской интеллигенции выработалась привычка ухода из публичной сферы, работы в одиночку или маленькими группами. В 90-е эта привычка возродилась, не в последнюю очередь благодаря финансированию западными фондами. Не говоря уже о том, что публичная сфера оккупируется в этом случае безграмотными функционерами, сама художественная (литературная, интеллектуальная) жизнь рискует заглохнуть, не имея каналов самовоспроизводства.

Поэтому мы должны заявить о новом искусстве вслух, на улицах и площадях, совершая публичный — а значит неизбежно конфликтный, политический — жест. Мы, сегодняшние петербуржцы, видим свой город иначе, чем коррумпированные чиновники от культуры. Мы видим его горизонт разомкнутым в будущее.

Мы должны заняться систематическим проектированием городской среды — улиц, домов, скульптур, транспорта, совместных публичных акций, журналов и т.д. Власти Петербурга, со своей стороны, если они хотят возглавлять живой европейский город, а не прошедший цензурную чистку музей, должны обращаться к современным, авангардным художникам при планировании городского пространства. В европейских городах новейшим тенденциям в искусстве легко находится место среди средневековых соборов и черепичных крыш. Новое, молодое искусство, с его ориентацией на шутку, на социальную критику, на прямое действие, секуляризирует город, снимает отчуждение, открывает городское пространство, помогает жителю чувствовать себя в нем вольготно. Радикальное искусство видит улицы там, где консервативное искусство видит стены.

Сейчас нам очень важно объединиться как в позитивной деятельности проектирования, так и в негативном жесте отказа — отказа участвовать в официозном «праздновании» юбилея, с его фестивалями мороженого, соревнованиями по греко-римской борьбе и международной выставкой собак. Мы приглашаем всех, кому небезразлично настоящее и будущее города, объединить наши усилия и организовать серию художественных акций, дискуссий, литературных выступлений, направленных на преобразование городского пространства и осмысление культурной политики. Такое сотрудничество позволит нам по окончании праздничного угара продолжить планомерную работу по обновлению городской среды — открытой среды, без крыш, перекрытий и перегородок. Просим вас откликнуться и написать о своей поддержке.

Дмитрий Виленский
Ольга Егорова (Цапля)
Артемий Магун
Евгений Майзель
Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
Александр Скидан
Кирилл Шувалов

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

Петербург без крыши. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

31 января, Москва, ABRACADABRA VIDM FESTIVAL
The Very Intelligent Dance Music festival: Hrvatski, Donna Summer, End, Novel 23, Solar X, STUD …

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин