Эксперимент и самоубийство

12.02.2003, Алексей Калянов | об авторежж@ | рейтинг: 8
«Есть лишь одна по-настоящему серьезная
философская проблема — проблема самоубийства.
Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, —
значит ответить на фундаментальный вопрос философии!»
Альбер Камю

Наиболее, на мой взгляд, точное определение самоубийства выдвинул суицидолог Морис Фрабер: Самоубийство — сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни.

Сначала я хотел бы обратить внимание на понятие «быстрое». Дело в том, что существуют тысячи способов закончить жизнь, а вот способов убить себя лишь несколько. Самоубийством в полной мере можно считать только такое лишение себя жизни, при котором Жизнь от Смерти отделяет Мгновение. Когда действие будет являться причиной моментального прекращения жизни. Когда человек осознает, что вот прямо сейчас, миг — и он там. Что нажатие на курок (или шаг с крыши) будет последним действием в его жизни. Каково это, держать пистолет у виска и знать… Вообще, скажу я вам, опасно такое писать. Даже задумываться об этом опасно. Можно, знаете ли, накуролесить…

Если же человек, например, перерезает себе вены, лежа в ванной, то он осознает лишь то, что он решился на надрез. И то, что надрез не будет последним в его жизни действием. Что после него — медленное угасание… Подобные «медленные самоубийства» мы можем наблюдать каждый день. Например, когда видим курящего или наркомана… Самоубийства же в припадке ярости, зависти, слабости, ревности, etc., я вообще считаю несчастными случаями. Не будем же мы считать самоубийцей пьяного, упавшего с моста?

Сознательным же суицид является лишь в том случае, если человек в полной мере осознал собственную смертность. Таких людей почти нет. По крайней мере, мы с вами к ним не относимся, что бы мы ни думали. Не осознали мы собственную смертность. Если бы осознали, нас можно было бы всех в дурдом забирать. От сумасшествия нас спасает лишь то, что мы можем сколько угодно размышлять, спорить о смерти, можем даже признать на словах, что нас когда-нибудь может не стать, но в глубине разума мы всегда будем уверены в собственной бессмертности.

Самое главное, что человек, в полной мере осознавший свою смертность, на самоубийство никогда не пойдет. Силы воли не хватит. А если все-таки хватит… То остается лишь преклониться перед такой решительностью и силой. И рассматривать самоубийство как величайший подвиг.

«Некая полька, страдая от неразделенной любви, проглотила 4 ложки, 3 ножа, 19 монет, 7 оконных шпингалетов, 20 гвоздей, медный крест, 101 булавку, камень, 2 бусинки от четок, 3 осколка стекла, и при этом ОСТАЛАСЬ ЖИВА!» — Из Дж. Феддена.

Перед тем, как рассмотреть «за» и «против», хочу сразу предупредить: автор этих строк относится к группе людей, которые «за самоубийство». Нет, нет, не в плане «все быстро лезем на крышу и прыгаем вниз, ибо так дальше жить нельзя», просто я за всю свою жизнь не слышал ни одного сколько-нибудь убедительного довода против самоубийства. Христианская философия, например, предрекает вечные, ни с чем не сравнимые муки самоубийце, который и в земной-то жизни испытал настоящий ад, чем отвергает свои основные принципы — абсолютную справедливость и милосердие. Кстати, возникает вопрос: какой смысл в муках, если в них нет искупления, а за ними — прощения? Вечные, да еще и самые страшные из возможных, муки за секундную слабость, без надежды на милость…

Справедливость и милосердие. Этим христиане словно говорят: «наш бог — садист!»

Ладно, это гнилая теология. Моя «защита самоубийства» заключается в том, что я считаю, что никто не может лишить человека его священного Права Выбора. Главного Выбора Жизни. Возможность самоубийства может быть величайшим утешением. Она может быть Поводом Жить. Когда есть Возможность закончить, появляются причины продолжать, знаете ли…

«Сто лет назад венские газеты с ужасом сообщили о диковинном самоубийстве пенсионера, вбившего себе в голову, один за другим, семь гвоздей. В 1971 году ирландский бизнесмен решил воспользоваться для той же цели мощной электродрелью. Он хотел просверлить себе сердце и преуспел в своем намереньи, но лишь с девятой дырки…» — Григорий Чхартишвили «Писатель и самоубийство».

Однако поражает непримиримость общества по отношению к самоубийцам, (Я не беру в расчет Японию, где культ самоубийства был необходим и даже неизбежен, в связи с перенаселенностью страны). Главная причина неприятия самоубийства церковью понятна — меркантилизм. Жуткие казни чудом спасшихся самоубийц должны были отвадить прихожан от необдуманного шага, который лишил бы церковь части дохода. Многие философские течения, даже те, которые выступают против самоубийства, допускают возможность добровольного ухода из жизни в случае, например, угрозы мучительной смерти или пытки, но не жизненных трудностей. Но кто разграничивает понятия «пытка» и «жизненные трудности»? Для кого-то самой страшной пыткой может оказаться расставание с любимым человеком…

Мы не знаем, что творится в душе человека, решившегося, что он чувствовал, какие доводы за и против приводил. Мы не можем заглянуть в его душу, так какое же мы имеем право его осуждать? А уж акт Принятия Решения человеком Осознавшим, вообще является настолько интимным и личным, что помехи и убеждения неуместны.

Правда, суицид в припадке бессильной ярости по поводу, например, капли краски, случайно упавшей на рождающееся гениальное полотно, или из-за юношеского любопытства, на мой взгляд, достойно порицания.

«Бог весть, сколько несостоявшихся Байронов, Рафаэлей и Эйнштейнов ежегодно теряет человечество из-за юношеских самоубийств. Лишь в единичных случаях становится известно, какой редкостный талант утрачен — да и то, как правило, уже задним числом!» — Григорий Чхартишвили «Писатель и самоубийство».

В заключение хочу сказать: смерть, она никуда не убежит. Рано или поздно мы всё узнаем. И в чем смысл жизни, и «что там»… Терпение — великое благо.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

Алексей Калянов. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Новый сайт Nightmares On Wax

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин