Тяжелый рок во славу Господню
или Крестовый поход с гитарами наперевес

11.12.2002, GEEz | об авторе@ | рейтинг: 7

Вместо предисловия

Sex, drugs, rock-n-roll. Триединство, по традиции считающееся неделимым. Говорим «Ленин» — подразумеваем «партия», говорим «рок-н-ролл» — подразумеваем тотальный перетрах и вены, лопающиеся от всякоразной «дури». Как результат — смерть либо от СПИДа, либо от спирта, либо от героина. Для рок-музыкантов такой исход — как знак качества, и даже акции типа «Рок против того-сего» не в силах подрумянить их бледный имидж в глазах обывателя.

С точки зрения последнего, и тот, кто играет рок, и тот, кто его слушает, относятся к одной группе риска, подверженной всевозможным порокам, к перечню которых в последние годы добавилась еще и пропаганда сатанизма, воинствующего язычества и прочих оккультно-мистических заморочек. Благодаря стараниям отмороженных скандинавов и их последователей в сознании «среднего» гражданина, благополучного отца семейства, формируется сейчас новое триединство: extreme music, Satan, ritual murder. Что означает примерно следующее: всякий, кто исполняет либо слушает экстремальную музыку, является сатанистом, только и ждущим того, чтобы принести в жертву любимую кошку своего соседа-христианина.

Это суждение сделалось общепринятым и на постсоветском пространстве, чему в немалой степени способствовало поведение самих фэнов-«экстремистов». О том, что на Западе в этот самый кувшин наливают и совсем другое вино, у нас, кажется, вообще не имеют представления. В итоге складывается следующая ситуация: каждый, кому нравится жесткая, тяжелая, энергичная музыка, вынужден, за неимением альтернативы, воспринимать сопутствующую ей атрибутику, а затем — и идеологию, зачастую откровенно нездоровую и, как сейчас любят говорить, «деструктивную». Выбирать попросту не из чего. Либо Burzum, либо … еще раз Burzum.

Клин вышибают клином
или Где собака зарыта

Сейчас сложно сказать, с чего именно все начиналось. Одно можно утверждать наверняка: сама идея использовать «богопротивную» музыку для воспевания Господа Всемогущего и продвижения его Послания в волосатые, обкуренные и обколотые массы принадлежала людям неординарным. Они определенно не были ортодоксами, эти основатели жанра, в самом названии которого уже содержалось противоречие.

Христианский рок-н-ролл. Позднее — христианский хард и хэви-метал рок. В наши дни — экстремальная христианская музыка, представленная во всем разнообразии существующих стилей: power, thrash, death, doom, goth, grind, industrial, punk, hardcore, black… Направление, вызывающее массу споров и спекуляций как со стороны «светских» экстремалов, так и ярых противников рока, окопавшихся в лагере «правильных» христиан. «Невозможно славить Господа с помощью этого вашего «Ар-р-р-гх-х!» Вся ваша «музыка» основана на смерти и разрушении!» — вот самый бронебойный аргумент, который чаще всего приходится выслушивать ребятам из христианских экстрим-бригад от своих братьев по вере. «Наша музыка не имеет ничего общего со лживыми иудейскими происками! Не лапайте ее своими чистыми белыми ручками!» — с пеной на губах орут им в другое ухо «упертые» блэк— и дэт-хеды.

Заблуждаются, однако же, и те, и другие. «Зри в корень!» — поучал небезызвестный Козьма Прутков. Скажем несколько иначе: «Слушай музыку!»

В самом деле, ведь в отдельно взятых аккордах, быстром стуке барабанщика или гроулинг-вокале нет ничего «злого» или «дъявольского». Блюз, рок-н-ролл, хэви-метал во всех его современных разновидностях — все основано на звуках, которые сами по себе «идеологически нейтральны» и самодостаточны. Представьте, например, что B.B.King написал песню не о том, как его кинула подружка, а о политике… это был бы блюз или нет, как по-вашему? Конечно же, блюз, поскольку первостепенное значение имеет музыка, которую исполняет музыкант, а не то, о чем он поет. Слов может не быть вообще.

Так что же делает экстремальную музыку христианской, равно как и прочей другой?

Во-первых, текст, то есть содержание, выраженное в словах. Во-вторых, идеология, то есть modus vivendi, соответствующий тому или иному музыкальному направлению. Death или grind, исполняемый верующими в Спасителя, ничуть не «мягче» и не «легче» сыгранного атеистами, язычниками или сатанистами. Он такой же жесткий, брутальный и агрессивный. Просто у него другое п о с л а н и е, и он предлагает слушателю совершенно другой modus (кодекс поведения, культурные ориентиры — как угодно).

Фишка с посланием напрямую связана с миссионерскими делами. Послание — это Слово Божие, а миссионер — человек, несущий его тем, кто еще не изведал благодати. Курьер Господа, доставляющий спасение нуждающимся. Церковная музыка издавна помогала в этом — она служила средством психологического воздействия и настраивала слушателя на размышления о горнем. Однако в век рок-н-ролла хоровые песнопения и музицирование на органе потеряли ту привлекательность, которой они обладали триста-четыреста лет назад. Язык музыки подвергся кардинальным изменениям, стал грубее и проще. Осознав это, пионеры христианского рока, не мудрствуя лукаво, взяли гитары наперевес и двинулись в бары и клубы, чтобы петь там «Осанну» на современный манер.

Стоявшие у истоков,
или В начале были…

Итак, не подлежит никакому сомнению то, что христианский рок — явление на сто процентов текстовое, а не музыкальное. Верующие не стали изобретать велосипед — они просто заменили колеса и повернули руль в другую сторону. А посему в своем развитии крайст-метал (от англ. Christ — Христос) прошел те же самые этапы, что и «мирское» железо.

Первая половина 70-х. Гленн и Уэнди Кайзер, опухнув от драгсов и виски, поворачиваются лицом к Господу и открывают изрядно запылившуюся Библию. Им не было еще и двадцати, но детки уже успели испытать на себе разрушительное влияние рок-н-ролльной культуры; поняв, что в конце этого туннеля нет света, они решили открыть глаза своим сверстникам и обратились к таким же «страждущим», как они сами, на языке Евангелия и… рока. Кайзеры быстро нашли сподвижников и сформировали команду под названием «Resurrection», или просто REZ. Самое первое демо, записанное REZ, датируется 1974-м годом и называется «Music To Raise The Dead» (Музыка, поднимающая мертвых). Они начинали с так называемого хард-блюз-рока, но на протяжении 23 (!) лет своего существования успели отдать дань и хэви, и глэм-року, и соулу, элементы которого всегда можно было идентифицировать в их музыке.

Текстовая эволюция REZ типична для большинства христианских рок-групп. Они начинали с песен-проповедей, в которых было не так много собственно поэзии, а гораздо больше назидательности и цитат из Писания. В дальнейшем в центре внимания Гленна Кайзера, который в основном и занимался сочинительством, оказались не столько спиритуальные, сколько социальные проблемы — расизм, нищета, инвалиды, аборты, голод и т.п. Однако путь их решения, пропагандируемый группой, был один: через приобщение к истине Господа, который есть Любовь. Постепенно тексты Гленна становились все больше и больше похожи на собственно стихи — страстная, эмоционально насыщенная лирика, удачно сочетавшаяся с такой же, «на нерве» сыгранной музыкой.

Через шесть лет после старта REZ заявили о себе первым альбомом «Hear the Light» (Услышь Свет) еще одни христианские рокеры — группа «Barnabas» (Варнава — был такой библейский персонаж). Сегодня в США и REZ, и «Barnabas» признаны коллективами, не только во многом повлиявшими на дальнейшее развитие крайст-рока, но и внесшими довольно весомый вклад в рок-музыку как таковую: например, американцы считают «Approaching Light Speed» (Приближаясь к скорости света) и «Feel the Fire» (Ощути огонь), записанные «Barnabas» в 83-м и 84-м годах, одними из лучших рок-альбомов всех времен и народов, а вокалистку Нэнси Джо Манн — одной из самых выдающихся рок-певиц.

«Barnabas», однако, с самого начала угодили под плотный огонь критики, с которой на них обрушились их же единоверцы. Музыкантов называли «оборотнями», «не-христианами" и даже «одержимыми дьяволом». Группа боролась до 1986-го; записав в этом году свой последний альбом «Little Foxes», представляющий собой хэви-метал с экскурсами в прогрессив-рок, члены группы расстались. Сие прискорбное событие привело к распаду супружеской пары: вокалистки Нэнси Джо Манн и басиста Гэри Манна.

Но никто не забыт, и ничто не забыто. В 1999 два первых альбома «Barnabas» были переизданы на одном компакте, а летом 2001 года вышло переиздание их программного творения «Approaching Light Speed», что свидетельствует о неугасающей популярности христианской рок-классики.

Свидетели Армагеддона,
или Крайст-метал наших дней

«Путевку в жизнь» христианские экстрим-бригады получили от австралийских бруталистов из «Mortification» (Умерщвление плоти). Начав с элементарного трэша, соотечественники кенгуру и опоссумов решительно сменили стиль на death metal, показав дорогу прочим. В этом и есть их главная заслуга — по стопам этой ничем не примечательной, но плодовитой команды ринулась масса талантливых ребят. Слово Господне зазвучало в иных, травмирующих непривычное ухо ритмах. Сегодня на христианской death metal сцене вдохновенно трудятся такие авторитетные команды, как Lament (мелодичный death metal, разбавленный акустическими партиями и приправленный текстами на испанском), Noiz (death старой флоридской школы), Cryptomnesia (забористый death с готическими обертонами)…

В 1994-м году произошло другое знаменательное событие: столь дорогие сердцу всякого метал-хэда парни из Nuclear Blast издали дебютный (он же единственный) альбом норвежского блэк-проекта «Horde» под интригующим и неоднозначным названием «Hellig Usvart», что в переводе с норвежского значит «святой не-черный» (в противоположность традиционному норвежскому «unholy black metal» — «нечестивый черный металл»). Для крайст-экстремистов открылись врата в мрачный мир блэк-арта, до этого считавшегося вотчиной исключительно сатанистов и язычников. Парни тут же выстроились в очередь: Draco (black/death кроссовер), Antestor (симфонический блэк-метал с элементами goth), Vaakevandring (атмосферный блэк-арт из все той же Норвегии)…

Годом позже на сцену вырвались грайнд-монстры «Crimson Thorn», буквально с первого своего альбома «Unearthed» завоевавшие статус культовых исполнителей в жанре яростного и бескомромиссного grind/death метал. За ними последовали «Training for Utopia» (гибрид grind и industrial), Prophecy, Inc. (медленный низкочастотный grind/HC), Frank„s Enemy и другие.

Не чужды христианским исполнителям и такие стили, как doom (Last Chapter, Morphia, Ethereal Scourge), gothic (Wedding Party, Bethroth, Eva O), industrial во всем его многообразии (Generation, Betrayal, A Different Kind Of Cop, Chatterbox), а также хардкор (Mindrage, Focused, No Innocent Victim). Выбирай!

Помимо исполнителей, христианская экстремальная субкультура (разумеется, речь — только о музыке) включает в себя еще и кучу всяких разных студий, где они пишутся, лэйблов, которые их издают, и дистрибьюторов, которые распространяют музыкальную продукцию «экстремистов» по всему миру. В Паутине существует огромнейшее количество соответствующих сайтов, чатов и веб-зинов, посвященных самой разной тематике в этом русле: обсуждению феномена крайст-рока, его истории и дальнейшей судьбе, обзорам альбомов, интервью с группами, репортажам с рок-фестов и всякому прочему.
Дело Иисуса живет и побеждает?

Как бы вывод…

Крайст-метал — реальная альтернатива для верующего, которому нравится тяжелый рок, но малосимпатичны блевотные или воспевающие Князя Тьмы тексты. Другое дело, что наш музыкальный импорт состоит в основном из произведений бойцов прямо противоположного лагеря. Можно было бы задуматься над тем, почему на рынке экстремальной музыки христианское направление практически не представлено — доступны разве что «Mortification» да один-два альбома «Paramaecium». Попытайтесь ответить хотя бы на такой вопрос: кому может быть выгодно продвижение в массы именно «норвежского психоза»?

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

GEEzGEEz. Брест, Беларусь. День рождения: 12.06.1975

Сергей Эм, он же GEEz — талантливый и небезызвестный профессиональный белорусский журналист.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Mono. Formica Blues

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин