Фукуяма и Хантингтон

08.11.2002, Михаил Штаркер | об авторежж@ | рейтинг: 5
На дубу зеленом.
Да над тем простором.
Два сокола ясных.
Вели разговоры.
А соколов этих.
Люди все узнали.
Первый сокол Ленин.
Второй сокол Сталин…
Марфа Крюкова, народная сказительница. 193? год

Вопрос о том, каково наше будущее, входит в разряд религиозных. Попытки угадать, тем не менее, делаются часто. Ведь перед русскими людьми иногда встают интереснейшие вопросы, например: надо ли покупать недвижимость в районе Репино, если арктические льды всё равно растают и затопят побережье вместе с Петербургом. Стоит ли эмигрировать в США, если через пятьдесят лет белые станут меньшинством, и потомки русских эмигрантов будут гнуть спины на хлопковых плантациях в искупление вины перед чёрной расой. И, наконец, не захватят ли Россию китайцы. Спектр вопросов велик и, к сожалению, некому дать ответ. Иногда будущее всё же открывает свои секреты, как в случае с диссидентом Андреем Амальриком, который указал точный срок распада Советского Союза и в подробностях описал этот распад.

В данный момент существует две основных концепции будущего мира.

Первая принадлежит Френсису Фукуяме, который изложил её в своёй программной работе «Конец истории». Вторая принадлежит перу Сэмуэля Хантингтона и опубликована в виде статьи под названием «Столкновение цивилизаций». После того, как обе эти статьи вышли в свет, о них было много сказано и написано, все они не единожды комментировались, а сами авторы в дальнейшем развивали свои идеи. Чтобы избавиться от налипшей в процессе обсуждений шелухи, я обращусь к двум этим работам без упоминания дальнейшей полемики, обращусь к первоисточникам, так сказать. Фукуяма опубликовал свою работу в разгар советской перестройки, когда противостояние двух систем, захватившее весь мир на сорок лет, подходило к концу. Поэтому необходима скидка на возникшее на Западе «головокружение от успехов». Фукуяма предположил, что западная либеральная система ценностей является универсальной и конечной. Поскольку все возможные альтернативы социального устройства, такие как фашизм, коммунизм или теократическое государство полностью исчерпали себя в идейном плане. Концом современной истории можно считать французскую и американскую революции, когда либеральная демократическая идея обрела жизнь. Далее началась «постистория», в течение которой одни страны будут еще принадлежать «старой» истории и трансформироваться, другие будут уже в «постистории». Идея не нова, впервые её изложил Гегель еще в начале девятнадцатого века, когда предположил, что человечество рано или поздно придёт к единому социальному устройству, после которого изменений уже не будет. Идеей этой, кстати, затем воспользовался Маркс, для обоснования своих коммунистических теорий. Фукуяма же посчитал, что либеральная идея и есть тот «конец истории», после которой всё будет по-другому. Он также выдвинул тезис, что основой для появления либерализма является рыночная экономика и общество потребления. При этом нет необходимости для всех стран стать либеральными, просто необходимо забыть поиск других, более высоких, форм общественного строя.

Хантингтон опубликовал свою статью в 1993 году. Он предположил, что роль наций-государств, таких как Германия, Франция, США, Китай, Россия, Англия, столь сильная в двадцатом веке, начнёт скоро отходить на второй план. На первый план выйдут цивилизации — блоки государств, объединенные единым религиозным и культурным наследием. На разломах между цивилизациями будут происходить постоянные конфликты. В настоящее время налицо конфуцианский блок (Китай), исламский блок, индуистский блок, западный блок, православный блок. Теперь эти цивилизации, а не отдельно взятые государства, начнут борьбу друг с другом. Хантингтон посчитал, что США необходимо усилить связи с Европой и блокироваться с Мексикой и Россией.

В своей следующей работе — книге «Конфликт цивилизаций» он также указал на то, что западные потребительские ценности вроде пресловутой кока-колы, столь популярной у жителей Востока, не могут повлиять на появление у них западных либеральных ценностей и нисколько не мешают проявлениям радикального исламизма, а либеральная экономика не подразумевает либерализацию самого государства.

После 11.09.2001 репутация Хантингтона как провидца стала непоколебимой. Нынешняя администрация президента США берет его концепции за основу своей внешней политики.

Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что на ветке западной цивилизации сидит голубь Фукуяма и ястреб Хантингтон. И уже понятно, кто кого съест.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

Михаил ШтаркерМихаил Штаркер. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Massive Attack выпускают новый альбом

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин