Достоевский и я

20.09.2002, Михаил Штаркер | об авторежж@ | рейтинг: 5

Меня раньше всегда это удивляло. И раздражало очень сильно. Знаете, есть такие люди, какие-нибудь немцы или чухонцы, которые говорят: «Саттакюрпасинапури! У вас же есть Достоевский! Эта загадочная русская душа!». «Какого чёрта», хотелось сказать в ответ. «Какого чёрта вы лезете к нам с этим чёртовым Достоевским и его чертовой русской душой! У вас же своего добра навалом: и Борхеса, и Маркеса, и Кортасара, и Селина, и Жене, и Камю, и Сартра, и Пинчона, и Гинзбурга, и Берроуза и разной другой очень-очень-очень впечатляющей литературы. А потом, Достоевский был правый реакционер, игрок, шизофреник, каторжник и вообще он всяких немцев, чухонцев и евреев на дух не переносил. Будь он жив, вы б его сразу же отправили в Швейцарию лечиться, в закрытый пансионат для опасных психов».

В конце концов какой-то француз стал меня упрекать в том, что русские не знают своей культуры и у «вас, мол, узок кругозор». О-о. Это было страшное обвинение. Ради расширения кругозора я даже посмотрел фильм «Председатель». И слушал сутками самую гнусную электронную музыку. А кстати, вы смотрели фильм «Строгий юноша»?

Хорошим это не кончилось. Я взялся за «Записки из подполья». В процессе чтения у меня начались судороги по всему телу. Это было гнусно, это было мерзко и грязно. Это было едва ли не лучшее, что я читал. Сартр отправился в тартарары. Селин слегка поблек. Жене остался не у дел. Какой-то русский засранец, которым нас пытали в школе, сделал всех моих французских кумиров.

Далее последовало «Село Степанчиково…». Пока я его читал, меня чуть не уволили с работы. Короче говоря, я увлёкся. «Все мы вышли из „Шинели“ Гоголя». Достоевский Гоголя переплюнул, в этом он вообще был мастер. Но Бог ты мой, неужели ж Достоевский и вправду самый смешной русский писатель! Дайте мне того, кто составляет школьные программы! Я его буду трясти, покуда из него не посыплются Солженицын, Достоевский, Тургенев, Лермонтов! Оставим школьникам немного Пушкина (из того, что попроще), а в остальное время пусть читают «Мастера и Маргариту», Коэльо, Жюль Верна, Мураками, Стивенсона и прочую словесную чехарду, достойную этого прекрасного возраста. Что за глупость — читать в четырнадцать лет то, что бывает непонятно и в двадцать четыре.

Вот именно из-за огрех чиновников Министерства Образования я и попал в эту глупую ситуацию. Я очень долго считал, что я прочёл всё. И был крутым молодым интеллектуалом. А после Достоевского я стал ходить, как зомби, и говорить: «Кто же я, кто я?» Напрашивался очевидный и неприятный ответ. В фото-сервисе рядом с «Василеостровской» я сделал себе две майки с надписью «MANKURT!». Стыдиться чего-либо было уже поздно.

Я принялся за «Бесов». Очень своевременная книга. Непонятные личности с истфака в военной форме, вечно околачивающиеся в кафе, стали приобретать в моей голове совсем другое значение. Лимонова после «Бесов» уже не жалко.

А вообще, было обидно и грустно. Какие-то тупорылые «гринго» уже давно доперли, кто есть великий европейский писатель, а мы всё пытаемся осилить Филиппа Дика.

К 911 я успел созреть до «Братьев Карамазовых». Это было, как первая любовь. Я даже рассказывать не буду. Это личное. Я плакал, я смеялся. Это было чудо.

В общем, у нас оказалась Великая литература. И это-то было главное откровение. То, о чём так долго говорили преподаватели литературы, свершилось. Мы круче всех. Уже лет сто пятьдесят, причём.

Весьма рекомендую прочитать хотя бы:

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

Михаил ШтаркерМихаил Штаркер. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

19 марта, Red Club, Dat Politics на втором фестивале электронной музыки БУЛЬDOZERfest
DAT Politics, PalSecam, Galaktlan, Andrey Kiritchenko, Ночной проспект, Theodor Bastard, Spies Boys, Волга, Виды рыб, Fizzarum / Porch Nap / Коктейль Бромптона (совместный проект…

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин