Интервью с Натальей Турик

11.09.2002, beasty | об авторежж@ | рейтинг: 7

(В интервью также принимали участие Ксюша и glebis.)

У большинства людей вся жизнь — словно по графику: школа — университет — семья — работа — дети — внуки — счастливая старость. Многие даже не мыслят о какой-нибудь альтернативе. Да, конечно, молодежь ещё мечтает. Будущее для нас — в творчестве, в каждодневном потрясении мира мощью своего таланта. Таким образом, каждый более-менее честолюбивый человек пытается сломать стереотип человеческого бытия. К сожалению, юность проходит, а с ней и неисчерпаемый, как казалась, поток энергии. Зрелый человек реализует себя в обыденной жизни-графике, находя даже в рутине радость, понятную только ему одному. Единицы же, сломившие то, что взрастила людская толпа, живут непонятной, неведомой жизнью. Они творят, общаются друг с другом, каждый их день отличается от другого. Их мысли можно постичь, лишь прочитав книги, взглянув на полотна, посмотрев фильмы, услышав их песни, но и этого мало. Даже пообщавшись, нельзя быть точно уверенным в познании этих людей. Попадая в эту среду, невольно начинаешь тянуться к ним, к духовно более высокому уровню. В человеке просыпаются скрытые черты, мысли. Человек начинает искать себя, пытается дать себе новую оценку. Возможно, таким человеком была известная ленинградская модель Наталья Турик.

В 1977 году случайно, на улице, ей предложили попробовать себя в этой необычной по тем временам роли. 10 лет она реализовывала себя на подиуме. И вдруг — сорвалась, уехала в Бурятию. Мы хотели понять, что же движет человеком, почему можно пожертвовать всем ради души, её развития. Хотелось как-то приобщиться к тайной жизни духовно свободных людей.

Наташа, как так получилось, что вы оставили карьеру модели и поехали в Сибирь. Это такой, в общем-то, необычный поступок?

Надо сказать, что я уехала за полгода до перестройки. Тогда я ещё не знала, что будут какие-то перемены, но люди их ждали. Было ощущение болотца и безвыходности, было непонятно, что делать, куда свои душевные искания девать. Хотелось выяснить, что такое человек, для чего он живет, в чем смысл жизни. В принципе, всю молодежь интересуют подобные вопросы философского плана, и меня они тоже мучили, как и моих друзей. Потом произошло моё столкновение с буддистской литературой, которая оказалась близкой мне по духу и даже совершила переворот в моем сознании; потому что специальное виденье некоторых ситуаций, которое было в определенной среде, зачастую казалось не то, что со стороны властей, а со стороны более старшего поколения, не то, что состоятельным, а антисоцильным. А здесь, в буддизме, показалось, что все нормально, и новое понимание, которое у тебя, говорит о том, что есть какие-то наработки, и что ты видишь некоторые вещи не как все, проявляешь интерес, можешь это развивать и углублять. Поэтому я уехала, гонимая желанием узнать всю правду.

Это очень несвойственно для девушки в 20 с лишним лет, да ещё для манекенщицы.

Согласна. Но я, ещё когда начинала в Доме моделей работать, занимала вполне определенную позицию. Все знали: Турик — это Турик. После показов я шла в гости и вела образ жизни, характерный для андерграундной молодежи 80-х.

А с кем ты тогда общалась? Тогда была своя продвинутая молодежь?

Ну, не знаю, смотря что считать продвинутой. Хотя, наверное, можно так сказать, потому что мы были, конечно, пионеры андерграундного движения. С Тимофеем Петровичем Новиковым мы делали первые фэшн-съемки с группой «Колибри», также с известным фотографом Евгением Козловым, который сейчас живет в Берлине. Я всех баламутила, показывала всякие журналы, пробники, потом мы делали фото. А вот этот портрет (показывает на большой портрет, висящий на стене) рисовал Тимур Новиков. Он уже в те годы рисовал. У меня были два типа друзей: художники и музыканты, а также люди, которые стали буддистами.

А как вы тогда проводили время, ведь клубов тогда ещё не было? Как вы тусовались, какие книжки читали, какую музыку слушали?

Слушали Doors, King Crimson, Jettro Tull, Yes — все, что было модно. Собирались вместе, слушали музыку, ходили в кино, потому что кино было очень дешевым, а денег у всех не хватало. А что касается вечеринок, то в те времена уже начинались вечеринки. Во-первых, мы ходили в университет, потом был «Рим» на Петроградской. В принципе, были места, куда можно пойти и оттянуться.

И все-таки главная причина твоей поездки в чем заключатся?

Стремление к самосовершенствованию. Но разные поколения приходили к этому по-разному. Ведь первый «эшелон» с Запада отправился в Бурятию ещё в 60-е. И это было обусловлено чисто духовными исканиями и неким романтизмом, который был присущ этому поколению. Наше поколение пришло к религии через наркотики. Дело в том, что при принятии определенных препаратов можно достичь состояния полной гармонии с окружающим миром, которое идентично понятию целостности в буддизме. Передать это ощущение словами просто невозможно. Ты выходишь на улицу и чувствуешь себя в полной гармонии со всей вселенной, начиная от стоящего у дороги дерева и пробегающей мимо собаки. Сейчас, когда мы оттуда уже практически все уехали, там появилось новое поколение. Молодые ребята, которые пришли к буддизму через боевые искусства, поняли, что за физическим совершенством стоит духовное.

Где ты жила? Наверное, не в Улан-Удэ, а в каком-то другом, запредельно далеком месте?

Два года я жила в Улан-Удэ. Мало сказать, что моё появление у местного населения вызывало улыбки, так как вся моя одежда была сшита художниками и ходить в ней, в общем-то, можно было только по подиуму. Я помню, у меня было белое платье, расклешенное, пояс широкий, штаны в клеточку, как бриджи, но на резинке, папаха, — чудовищный вид такой. Конечно, он привлекал внимание. Иной раз слышишь музыку, под которую на показах ходили, и воспоминания нахлынывают. С учетом того, что мы приехали туда навсегда и должны были иметь работу и прописку (это было одним из условий для принятия в сангху и общения со своими друзьями), осознавать, что ты здесь, было несколько странно.

Какой работой вы занимались?

Работала на заводе, в пожарной охране инспектором. Пришлось много поработать на разных работах, которые выбирались по принципу «как можно меньше делать, чтобы как можно больше было свободного времени». Из Улан-Удэ я переехала в поселок Ново-Кижингинск, известный драгоценными камнями, металлами. Там я работала сторожем. Приходила и могла там сидеть, читать книжки, заниматься. Ещё нянечкой в больнице работала. А когда родились девочки, я была в декретном отпуске на протяжении четырех последних лет.

Расскажи, как вы жили, как вы общались, как занимались?

Ну, в двух словах об этом не расскажешь. Все делились на деревенских и городских. Но тем не менее, все собирались один раз в месяц на совместные сокшеды. Там вырабатывали новые правила общения в сангхе. Поначалу надо было иметь работу, прописку и заниматься ликбезом. Имелась в виду буддийская ликвидация безграмотности, потому что невозможно заниматься текстами. если не знаешь тибетского языка. Поэтому первые 2-3 года приходилось учить язык, читать книжки, потом уже какие-то другие задачи ставили перед собой. У нас был учитель, к которому можно было обратиться с вопросом, если не можешь найти ответ самостоятельно. Но постижение истины — это всегда личное дело. Никто не преподнесет тебе готовых истин на блюдечке с голубой каемочкой. Есть огромное количество книг, которые могут помочь, но всё же это труд и ещё раз труд. Строго определенный график: рано утром встаешь, читаешь мантру, завтрак, домашняя работа, опять практика. И так каждый день.

Хорошо, тогда скажи, что есть человек с позиции буддизма?

Человек рожден для того, чтобы стать богом. Когда Будда обрел просветление, первое, что он воскликнул: «Удивительно, но это факт, все люди первоначально просветлены!» Он имел в виду, что люди несут в себе непроявленную природу абсолюта. Чтобы достичь просветления, нужно приложить очень много сил и времени. По учению Ваджераяны, если человек встретился с Учителем в этой жизни, то за шестнадцать жизней, то есть перерождений, он должен реализовать состояние просветления, стать Буддой и никогда больше не перерождаться.

Страшно умирать шестнадцать раз?

Страшно умирать, если не знаешь, что тебя ждет дальше. Буддизм учит умирать и жить в единении прошлого, настоящего и будущего. И жить надо, исходя из того, что ты можешь в любой момент умереть. На самом деле буддизм — это не религия, это наука. Как в любой науке, в буддизме действуют свои, давно открытые законы. Есть такая книга, «Абидарма», она описывает все эти психофизические законы от и до.

Что такое мантры и почему их надо читать определенное количество времени каждый день?

Это не просто молитва, это по сути ритмическая формула, которая рассчитана так, что путем определенных вибраций вводит сознание в определенный уровень восприятия и позволяет выработать в человеке определенные нужные качества. Многие вещи и атрибуты существуют для того, чтобы зародить и воспитать в себе определенный набор качеств. Для меня в первый момент было дико — кланяться. Значит, надо сделать алтарь и поклониться ему. В какой-то момент происходит переворот в сознании, тебя это перестает смущать, и все начинает работать.

Ты получила ответы на те вопросы, которые сама поставила перед собой и за которыми туда поехала?

Получила (смеется).

Как же вышло, что ты уехала?

Интерес стал пропадать, а отсутствие элементарного комфорта потеряло оттенок пафоса и отнимало слишком много сил. Хотелось, чтобы из крана текла горячая вода, чтобы не нужно было тратить много времени, чтобы было тепло, колоть дрова, топить печь. Накопилась чисто человеческая усталость. Вообще у меня не было цели приехать, чтобы остаться. Я не была здесь восемь лет и приехала, чтобы навестить родителей, друзей.

Вы же приехали в другую страну, вернулись в совсем в другой мир. Какая была разница, ты её почувствовала?

Многие же люди уезжают, потом возвращаются. У меня был достаточно теплый круг друзей, которые меня любили и не оставили здесь одну. Я наверстывала упущенное (смеется). Вечеринки начались. На Фонтанке, 145 был танцпол, где я проживала, когда приехала.

Для вас это не было возвращением к чему-то старому, к чему не хотелось возвращаться?

Ну, говорят же, что «старый друг — лучше новых двух», и все друзья, которые появляются в молодости, так и идут по жизни рядом. Чем старше человек становится, тем сложнее обрести новых друзей.

Как спустя восемь лет изменилось твое отношение к пребыванию в Бурятии? Ты снова поступила бы так же?

Да, конечно, я поступила бы точно так же. Если бы там были те люди, с которыми я общалась в те годы — многие ушли из жизни — то я бы вернулась. Получить такой жизненный опыт, такое количество знаний я бы нигде не смогла. Другое дело, что их сложно здесь применить. Для буддологии они немножко в стороне: отчасти сокровенны, отчасти в другой традиции. А для простого человека и вовсе неинтересны и не нужны. Невозможно передать свой плод, свои знания за краткосрочную беседу. Так что мне пришлось забыть на время для кого-то, что я там была и чем занималась.

То есть вы не общаетесь с буддистами?

Практически нет. Меня приглашают на ганапуджи, на разные мероприятия. Они занимаются несколько другими практиками, чем мы в Бурятии. Меня такой уровень не устраивает. В религии путей много. Но для каждого, кто ищет его, он один. И людей, нашедших его и посвятивших ему всю свою жизнь, очень мало.

Да, каждый пытается найти свою Судьбу, свой Истинный Путь. Видимо, нужно обладать очень чутким характером, чтобы понять свой следующий шаг, сделан ли он в сторону твоей Дороги или от неё. Лишь те люди, которые не боятся потерпеть неудачу, способные жертвовать всем ради Мечты, смогут расширить свою жизнь и вынести её за рамки «графика».

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

beastybeasty. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Стихиальная магия рока
Как известно, рок-н-ролл — славное язычество, следовательно, немыслим без колдовства. Колдуны оперируют с четырьмя стихиями: огненной, земной, воздушной и водной. Отсюда вывод: чем…

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин