Интервью с Андреем Гороховым

06.08.2002, glebis | об автореwwwжж@ | рейтинг: 7

Андрей Горохов в представлении не нуждается. Ссылки на его Музпросвет то и дело появляются в самых необычных местах интернета, написанная им книга уже давно стала легендарной и больше чем через год после выхода провоцирует на рецензии всё новых и новых авторов, его передача на «Немецкой волне» уже не первый год является долгожданным событием для любителей, как он сам это называет, современной поп-музыки.

Андрей, о тебе самом очень мало известно кроме тех строк, которые ты, видимо, сам о себе написал как об авторе книги «Музпросвет.Ру». Можно какие-нибудь дополнительные факты из автобиографии?

Ну, это неинтересный вопрос.

Интервью не может быть бесконечным. Где-то должен быть пункт тяжести, нечто главное. Давай, сразу о главном?В принципе, я могу и о своей жизни, и о живописи, об искусстве, о Борисе Гройсе, или о математике-историке А. Т.Фоменко, у которого я был не только студентом дифференциальной геометрии, но и он был первым моим наставником в смысле рисования, я часто бывал у него дома, видел уже в 1982 глобальную хронологическую карту на стене… Но тогда мы ни до чего вообще не дойдём.

На уровне «какая твоя первая грампластинка?» я говорить не буду. Уровень претензий, понимаешь, не тот :)

Но это даже и не вопрос. В вопросе должен быть вопросительный знак. Нет, я о себе писать не хочу. А не то некролог получится.

Тогда давай гиперглобальный вопрос, чтобы все были в курсе, о чем вообще речь, — что такое музыка и для чего она нужна? Понимаю, что он может тоже показаться неинтересным, но иногда на простые вопросы можно получить весьма интересные ответы…

Андрей Горохов, версия 2002, фестиваль Sonar, БарселонаЯ так не думаю, но усилие, давай, приложу.

Для чего она нужна?

Я думаю, музыка создаёт человеку иллюзию неодиночества. Она говорит ему, что он не одинок.

«Счастье — это когда тебя понимают» — сказал поэт?

Так вот, некоторая музыка пробуждает ощущение, что она тебя понимает. Что она в куда большей степени твоя, чем то, что тебя окружает, включая, может быть, уже невыносимые для тебя самого твои мысли и привычки, руки-ноги, воспоминания и проч.

То есть я говорю о том, что музыка способствует самоидентификации человека. С чем именно? Очень непростой вопрос… не «что такое музыка?» интересно, а «что слышит человек, слушающий музыку?».

Но ты меня это не спросил.

При этом, мне кажется, что создателю музыки музыка нужна в куда большей степени, чем слушателю. Я не верю в альтруизм, в искреннюю гуманитарную помощь. Творческая деятельность сугубо эгоистична. Речь при этом вовсе не идёт о «кайфе», который испытывает композитор. Нет-нет, он переживает свою деятельность как сущностно необходимую, как свой долг. Но долг вовсе не по снабжению человечества болванками для самоидентификации, моделями для эмоционального подражания, так сказать.

Что такое музыка? Если я не ошибаюсь, это форма, разворачивающаяся во времени. Метафора движения. Метафора разноокрашенного времени. Под «разной окраской» я имею в виду тембры, окраску звука, разные тембры дают возможность слышать одновременно несколько источников звука, несколько дорожек, несколько акустических действующих лиц.

Конечно, всё, что я сказал, звучит как абстракционистский бред, но так был задан вопрос. На самом деле, все знают, что такое музыка, кино, живопись, поэзия, женщина, кошка, дерево, погода… Нет смысла определять эти вещи. В любом случае, мы по уши сидим в определённой культурной традиции. То есть, я имею в виду, что разговор о«формах, разворачивающихся во времени» не может скрыть того обстоятельства, что мы относимся к западноевропейской музыкальной традиции. И альбом «Сержанты» Beatles нам в сто раз дороже и понятней, чем вся арабская или китайская музыка вместе взятая.

Андрей, как бы ты охарактеризовал музыку, которой посвящены твои передачи?

Я пишу практически только о попе: это связано с тем, что я — радиоведущий, и моя радиопередача формально посвящена молодёжной развлекательной музыке, я стараюсь выдерживать жанр.

Не о поп я пишу очень мало. Традиционная музыка (далеко не вся, естественно) — очень ценна и интересна. Оливье Мессиан — одно из самых дорогих мне имён.

Раньше про меня ходили мутные слухи, что Музпросвет — это кладезь такой информации, какой больше нигде нет. Теперь я утратил монополию на «уникальную информацию», но храню её на «густопсовость» и «завиральность» :) Думается мне.

То есть сила интерпретационного безумия инкриминируется мне. В то, что я пишу, как оно есть на самом деле, никто, кажется, не верит.

Интересно. Но даже несмотря на то, что это поп-музыка, традиционными путями её не достать и в столицах, что уж говорить о провинции… Поэтому многие скачивают mp3, которые зачастую достать довольно-таки просто. Как ты относишься к музыке через интернет?

С мп3 такая проблема — они звучат довольно плохо. То есть многие аспекты звука просто аннулированы. Ритм сохраняется, мелодия тоже, но много чего, что в музыке радует, — исчезает.

Естественно, срезается ядреный диапазон частот да плюс ещё ведь альбом, сингл — это не только то, что внутри. На какой-то процент это и обложка, и какое-то ощущение от оформления, это и порядок композиций на нем… Мп3 — это как секс с презервативом. Вроде и секс, а удовольствия минимум.

Не хочу показаться снобом, но когда пару лет назад я купил себе проигрыватель грампластинок и опять начал слушать винил, я полгода не мог слушать компакты. Потом поостыл.

Когда я первый раз в жизни услышал Оливье Мессиана году в 1979 в консерватории (органный концерт), это был конец моего интереса к року. Что называется, с Пинк Флойдом всё стало ясно. И со всем прочим тоже.

Это такое вышибалово мозгов (был год назад опять на концерте Мессиана в Аахене, специально потащился за тридевять земель, сидел на хорах в церкви прямо перед органом, убийство!), что я бы сказал, что большая часть всей остальной музыки — это какая-то малоубедительная церемониальная муть сквозь резинку.

Бывают очень сильные переживания, по сравнению с которыми всё остальное как бы не считается. Посему я считаю всю музыку записанной в «ознакомительных целях». Стенограмма, а не собственно музыка.

Как и не всякий секс без резинки — это нечто достойное упоминания. К сожалению.

Хммм… Весьма упаднические настроения…

По-моему, так весьма оптимистические. Есть высокие горы, есть сильные переживания, вовсе не всё — обман и произвол глуховатых дилетантов.

Мессиан нас не предаст, так сказать. Чего об Autechre не скажешь.

Андрей, вообще от твоих последних работ создается впечатление, что ВСЯ музыка тебе надоела, она для тебя уже не на первом плане, от всего-то тебя тошнит, а вслух ты об этом сказать, естественно, не можешь, ибо это твоя работа…

Люди, которые интенсивно слушали мои передачи, — то есть именно музпросвещались, а не просто «получали информацию» — уже много лет назад писали мне, что я… не могу точно процитировать, но, в общем, сник, погрустнел, завял, хотя и не протух. В любом случае — потерял энтузиазм. А передачи перестали сшибать с ног. На это я могу сказать очень много чего.

1. Музпросвет — начальная муз.школа.

В начальной школе сидеть много лет просто скучно. В одном классе больше двух лет не просидишь. Подросшему ученику начинает казаться, что марьпална «выдохлась», что «маша мыла раму» уже не даёт по мозгам, как два года назад.

Но кто-то при этом только-только начал слушать/читать.

2. Золотое время музпросвета — передачи из цикла “Was ist …?”

Тогда в течение года (примерно 1998) я охарактеризовал музстили — от ямайского даба до минимал-техно.

Так вот, многим слушателям стало казаться, что раз в месяц в мире музыки появляется новый стиль — со своими героями, историей, легендами, идеями. И так будет и дальше.

Раз в месяц — новое «Ах! А мы и не знали!».

Но это была сжатая история многих десятилетий! с тех пор появились 2step, NuJazz, clicks-n-cuts.

Ничего «нового» и потрясающего.

Стало казаться, что я устал? Да, нет. Поп-музыка вообще медленно шевелится на одном месте. Так было, как я понимаю, всегда.

3. Музыка не на первом месте? Бр-р-р… Какое-то инфантильное заявление.

Никогда она на первом месте она у меня и не была. На первом месте у каждого человека — он сам.

Нет-нет, музыка по-прежнему представляется мне важной составной частью культуры (и контр-культуры).

Меня музыка вдохновляет, я люблю её слушать, люблю хорошие концерты, покупаю компакт-диски и грампластинки, которые не просто ставлю на полку, а слушаю. Если музыка так себе, то искренно расстраиваюсь :)Вопрос только в том — что это за музыка?

Очень редко я завожу её в эфире. Пересечение эфирной музыки музпросвета и того, что я сам слушаю «для себя» — это, разве что, этно, традиционная музыка.

Мне далеко не «всё равно». Я вижу за музыкой живого человека — художника.

И живую традицию. Либо традицию авангарда, модернизма, либо традицию, скажем, Индонезии.

Если я вижу за музыкой халтурщика, мне тоже не всё равно, мне становится омерзительно.

Существует продукция для туристов и для аборигенов. Ио, что я называю «поп» — это, скорее, продукция для туристов. Мне интересно, что аборигены (индонезийские или европейско-авангардистские) делают для своих, для самих себя.

Гм, мысль получилась слега идеалистичной.

Корректива: иллюзий по поводу музыки «для себя» я не строю. Это не индульгенция, не алиби. Кстати, я очень полюбил в последнее время слово «алиби».

4. Мои передачи всегда были гиперкритичны. Когда я ругал U2, Oasis, Rolling Stones это вовсе не было знаком того, что я в них «разочаровался» или они «перестали для меня занимать первое место». Никогда они никакого места и не занимали. Я пытался смотреть на них, как психиатр на идиотов. Внимательно, но без иллюзий.

Поклонникам этих — и многих других групп, у меня для каждой был наготове литр желчи — мой взгляд всегда дико не нравился. Шесть лет назад на меня орали, что я не втыкаюсь в Модерн Токинг и Скорпионс, год назад — что я не достоин того, чтобы писать о Бьёрк, сегодня я должен давать отчёт, почему без энтузиазма скриплю по поводу кликс-энд-катс.

Могу написать ещё больше пунктов — тема моего пресловутого «пессимизма» столь же стара, как и моя передача, — но кажется, что примерно понятно, что имеется в виду.

Ещё один вопрос: в журнале «Бульдозер» (творческое объединение Fulldozer) обнаружил очередную рецензию на твою книгу, так там говорится, что, мол, все те, кого ты считаешь гениальными музыкантами — это твои друзья и соседи. Действительно, ужель Кёльн такой центр авангарда и все такое? Исторически так сложилось? Или может тебе просто видней лучше? Неужели, скажем, в Нью-Йорке меньше интересных проектов?

Книга. Та самаяГениальными музыкантами (из ныне живущих) я считаю дирижёра Пьера Булеза и композиторов Маурисио Кагеля и Сальваторе Шиаррино. Карлхайнц Штокхаузен тоже давал газу в 50-60х. Пускай и он тоже будет гением. Штокхаузен и Кагель живут под Кёльном, в этом отношении — да, они мои соседи. Но какой я им друг? Скорее — симпатизант :)

Кёльн центром авангарда не является. Просто потому, что никакого авангарда в природе нет.

Моя передача и сайт вовсе не посвящены авангардной музыке, избави Бог.

Нет, я веду речь о современной поп-музыке. В Кёльне много музыкантов, именно в ней подвизающихся. Насколько они значимы? Трудный вопрос.

Я имел возможность не раз убедиться в том, что внутри международной тусовки электронных музыкантов существует негласная табель о рангах.

Скажем, увидев, каким затравленно-восхищённым взглядом Kid606 смотрит на Маркуса Шмиклера, я многое понял.

Да, Mouse On Mars, Маркус Шмиклер, Томас Бринкман, вообще тусовка вокруг A-Musik, Эккехард Элерс  — это big heads, крайне влиятельные лица.

Я с ними время от времени встречаюсь, веду small talk, но друзьями я бы их не назвал.

Ближе всего к русскому понятию «друг» находится Йорг Фоллерт (Wechsel Garland) — но его музыку я нещадно критикую. В любом случае — Йорг страшный реакционер.

Почему в Кёльне сложилось такое требовательное отношение к музыке и почему в Кёльн понаехало так много музыкантов, никто не знает. Никакого «кёльнского стиля» нет. Городские власти и многочисленные теле— и радиостанции до сих пор музыкальной сцены в городе практически не замечают. В местных клубах кёльнская музыка не звучит.

Насчет Нью-Йорка — не имею понятия.

В мои обязанности как радиожурналиста Немецкой волны входит рассказ о, грубо говоря, современной немецкой и европейской поп-музыке. То есть о том, что я вижу вокруг себя, и что я при этом понимаю.

Я вовсе не рассказываю только о кёльнских музыкантах и лейблах. Это какое-то досадное недоразумение.Две последние передачи: Lali Puna — это Мюнхен, Domizil — это Цюрих.

Как я реально могу рассказать о никому не известном нью-йоркском проекте?

У меня столько же возможностей, как и у тебя: интернет.

Если кто-то приезжает в Кёльн, я пытаюсь устроить интервью.

Кида606 я ждал три часа (он обещал поговорить со мной перед концертом, но никак не мог выкроить свободные полчаса, то есть просто не взял в голову, а, может, я ему не понравился) — потом мне стало тошно, и я решил: ухожу, это просто издевательство. Пришёл Маркус Шмиклер, kid606 взвился, рванулся брататься с Маркусом и рассказывать, как ему нравится последний альбом проекта Майка Пэттона Фантомас, Маркус пожал плечами и отвернулся. Мы ушли с Маркусом. Перекинувшись с Маркусом парой слов, я ушёл, а он остался на концерт, впрочем, он больше пяти минут ни один концерт не слушает. Я тоже.

Так я и не взял интервью у Kid606-а (то есть у Мигеля).

Немцы подходят к делу (и к своей музыке) куда менее по-тинейджерски. Мягко говоря.

Те интервью с англичанами и американцами, которые я вижу по телевизору, выводят меня из себя. Очень часто ребята не рассказывают, «что наболело», а либо представительствуют, либо говорят откровенный хлам, гонят словесную ряску.

Спасибо, унесите.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

glebisglebis. Санкт-Петербург. День рождения: 24.04.84

Глеб Калинин — автор Эксперимент.Ру. Профессионально занимается веб-технологиями и пишет электронную музыку под псевдонимом jeune homme.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Эдуард Лимонов. Дневник неудачника, или Секретная тетрадь
Читать дневник вовсе необязательно с начала и до конца. В «Дневнике» даже оглавления нет. Открывай себе на любой странице и впитывай «прекрасное», благо что 99% записей умещаются…

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин