Интервью с Николаем Сажиным

01.03.2002, glebis | об автореwwwжж@ | рейтинг: 7
Николай СажинНемного информации:

Николай Сажин, художник

Родился в 1948 году в г. Троицке Челябинской области. 1972 — закончил ЛХУ им. В. А. Серова
В 1978 году закончил Институт живописи, архитектруры и скульптуры им. И. Е. Репина, графический факультет.
1977-1989 — преподавание в ЛХУ им. В. А. Серова; рисунок, графика.
1989-1990 — преподавание в Институте им. Репина; графический факультет.
1989-1990 — слайд-лекции в Вашингтонском университете и Рид-колледже, США
С 1997 — преподавание в Санкт-Петербургскоой государственной художественно-промышленной академии им. В. И. Мухиной
С 1986 член СПб Союза художников России.
С 1971 года участвовал более чем в 200 персональных и групповых выставках в России и за рубежом.
С 1996 года — член Санкт-Петербургской академии современного искусства

Персональные выставки:

1988 — Художественно-исторический музей, Выборг; Киностудия ленфильм, Ленинград; Галерея Девидсона, Сиэтл
1991 — Галерея Девидсона, Сиэтл; Выставочный зал «Федор»; Центр искусств им. С. П. Дягилева, Ленинград
1993 — Галерея «Марс», Москва; Галерея Девидсона, Сиэтл
1994 — Галерея «Палитра», Санкт-Петербург; Выставочный зал «Федор»
1995 — Городская картинная галерея, Новосибирск
1997 — Галерея «Палитра», Санкт-Петербург

Постоянные коллекции: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург; Городская картинная галерея, Новрвороссийск; Городской музей, Рязань; Государственный Художественный музей, Таллинн; Музей современного искусства, Нью-Джерси; Музей эротического искусства, Гамбург; Пикинский Государственный музей, Китай; Карельский музей искусств, Петрозаводск

Участник выставки «Абстракция в России, XX век» (Государственный Русский музей)

Николай, у нас, самоуверенной и активной молодежи, как много лет назад, и, как это, наверное, было всегда, есть идея изменения мира. Ваше творчество каким-то образом претендовало на то же самое?

Ни в коем разе. Художнику не стоит претендовать на какое-то влияние на мир… Это Достоевский сказал, что красота спасет мир… Ничего… Никто ничего не изменит, ни в коем разе. Каждый человек только и делает, что самовыражется, делает то, что ему нравится. Вот родился какой-то человек, родился я, ты… Каждый в конечном итоге только самоутверждается и доказывает, что он на что-то в этом мире способен… Красота ничего в этом мире не делает.

Но как же? Ведь человек приходит на выставку, видит Ваши картины и, возможно, на что-то вдохновляется, как минимум задумывается о чем-то…

Очень приятно, когда оказывается, что кому-то кроме меня мое творчество приятно. На самом деле художник вообще не должен думать о том, понравятся ли его картины кому-то еще. Творчество — самодостаточно… Если искусство нравится стам, двумстам или больше человекам — это уже подозрительно…

А что для Вас обычно является толчком к написанию картины?

Внутренние мотивы, только внутренние мотивы и больше ничего… Ну вот встал я утром сегодня — чудовищное состояние, похмелье… И вдруг я захотел отразить это чудовищное состояние. В конечном итоге все, что делает художник — это фиксация внутреннего состояния… Мало людей, которым эти состояния нравятся. Кому нужно мое похмелье, сам посуди? Когда хочется умереть… Самые сильные произведения были созданы, на мой взгляд, тогда, когда хотелось умереть… Я скажу банальную вещь: все, что делает художник — на грани фола, на грани смерти, на грани секса (не люблю это слово). Настоящий художник всегда почти что переступает эту грань…

Но ведь существует же позитивное творчество, несущее какие-то положительные эмоции…

Что значит позитивное?!? Творчество либо есть, либо его нет… Андрей Битов замечательно сказал по этому поводу: у птицы никогда не бывает температуры 36,6, птица всегда живет на грани фола, у нее всегда 39… Истинный художник — это человек с температурой 39. И настроение не имеет значения…

А как же Ваш собственный цикл иллюстраций к сказкам Бажова? Я не увидел в них какой-то крайности, надрыва. На мой взгляд — очень миролюбивые, гармоничные картины.

Я с тобой согласен. Пожалуй ты прав. Но это я делал 25 лет назад диплом…

То есть это было не самовыражение?

Хотелось бы думать, что все-таки тоже самовыражение… На самом деле я хотел делать диплом по «Мастеру и Маргарите» Булгакова, но мне открытым текстом сказали: либо ты делаешь что-то другое, либо мы тебе перекрываем кислород…

Меня интересует еще вот какой вопрос: я читал различные критические очерки на Ваши работы, и в них нашел упоминание о том, что во многих работах Вы переосмысливаете, перефразируете живопись более ранних периодов… «Завтрак на траве», «Урок живописи». Ведь все это было сделано специально, целенаправленно, а не как выражение каких-то эмоций?

Конечно нет… Естественно, все это сделано специально… Действительно, я ерничаю, и буду продолжать ерничать… Есть такая игра. Поле — не мое, правила игры определил не я, мне это не очень нравится, хотя на самом деле я с удовольствием в нее играю. Я знаю, что запросто могу «перестебать» какого-нибудь Тимура Новикова, который тоже играет по этим же правилам.

А вообще соревновательность лично для Вас имеют какое-то значение? Следите ли Вы за достижениями других художников, не приходилось ли Вам за кем-то «подтягиваться»?

Нет. Я слишком в себе уверен. Но все равно какой-то момент состязательности существует, он был всегда и никуда не исчезал. Но насчет себя я спокоен. Вот какой парадокс. Хотя в идеале никакой соревновательности в творчестве не должно быть… Я плюю на всех — я делаю свое дело. Иначе идет подражательность.

Что для Вас значат такие явления, как Пушкинская, 10, «митьки»…

Пушкинская, 10, «митьки»… Я их знаю всех хорошо.

Но они же все равно как влияли, может не на Вас, но хотя бы друг на друга. Невозможно же уйти от влияния окружающей среды?

На что ты намекаешь?!

Я не намекаю конкретно на Вас, просто сейчас я не вижу, чтобы огромное количество художников собиралось в одном месте, притом, что сейчас все это гораздо проще: не нужно ни от кого бегать. Пушкинская, 10, на мой взгляд, была неким культурным оазисом.

Ну, во-первых, на Пушкинской, 10 я тоже жил и существовал.

Я про это и спрашиваю. Что для Вас значило существование в этой среде?

Значило… Пожалуй вот что: очень приятно было часов в 12 ночи посмотреть и увидеть, что везде горят окна, кто-то работает. Это было сильно, красиво, что ночью люди работают, как правило они моложе меня, какие-то козлы, которых я в упор не замечал, но… хорошо же! Я думал, что эти козлы как раз меня и достанут, и правильно сделают. Вот в чем заключается старость: в том, что ты боишься, что тебя обгонят молодые. А я не боялся, я знал, что я могу их «сделать», потому что я тоже работаю.

А правда ли то, что художник, притом, что он известная, публичная персона, у него проходят выставки, о нем говорят, очень часто внутри остается бесконечно одиноким человеком?

Я за всех не буду говорить… На самом деле — у всех по-разному… Кому-то, как Достоевскому, нужна жена, куча детей, а кому-то ничего не нужно. Мне, пожалуй, больше подходит вариант Достоевского, чтобы рядом были близкие люди.

Понятно… Еще один вопрос: я заметил, что в разные периоды в Вашем творчестве преобладают определенный цвета. Это какая-то попытка что-то получить от цвета? Или это связано с настроением? Последний Ваш цвет — фиолетовый, насколько я понял.

Ты знаешь, что я думаю насчет фиолетового… Вот та фиолетовая с черным краска, которую я так долго искал — это моя максима. Если есть какой-то цвет, которым я могу выразить все, что пожелаю — так это эти две краски; они соответствуют моему внутреннему состоянию. Этими цветами я могу выразить всю гамму человеческих чувств, даже положительных, хотя, казалось бы, это очень трудно.

То есть дальше Вы не будете экспериментировать с цветом?

Буду конечно. Иначе я не художник!

Я заметил еще одну вещь в Ваших работах: Вы отлично владеете различными техниками, вполне, на мой взгляд, могли бы творить и в гиперреалистическом направлении, а тем ни менее склоняетесь к абстракции. Ваше отношение к абстракции вообще?

Да нет такого понятия! Это такая чушь! Ну начнем с Кандинского и Малевича. Вот «Черный квадрат» — это абстрация или нет? Это же фигуративизм чистой воды. Квадрат, круг, треугольник. И поэтому мне кажется, что все это полная ерунда. Главное для художника — экспрессия. Как понимать художника, который резал холсты? Это же чистая энергетика. В конечном итоге имеет значение только то, есть ли выражение энергии на холсте, или его нет, в фигуративном ли искусстве, в импрессионизме или в чем-либо еще — не суть. Энергитику чувствуют все — и молодежь зеленая, и такие как я. Что такое Высоцкий, Фредди Меркьюри, Мик Джагер? Чистая энергетика.

Но при это же все равно нужен талант?

Безусловно. Без таланта нечего делать.

А каково Ваше мнение насчет таланта? Талант — это обязанность или дар? Обязан ли одаренный человек использовать свой дар?

Не знаю, Глеб, не знаю. Этого никто не знает. Никто ничего никому не должен. Каждый думает сам за себя.

Но ведь многие гении, если бы их в детстве не заставляли чем-то заниматься, вполне возможно так ни во что и не развились бы…

Значит не гении! Гения натаскивать не надо! Был у нас такой заслуженный художник Моисеенко, который говорил: «Должен быть „пер“ изнутри». Нет «пера» — нет творчества.

Посоветуйте что-нибудь нам, подростающим и несмышленым, на последок, ведь нам, возможно, придется пройти через то же, что и Вам в свое время…

Посоветовать… Хмм… Говном не будьте! И всё будет отлично! Не будьте подлецами, и ваши друзья это оценят. Отличайте фуфло от настоящего. Если ты — человек порядочный, то всё в этой жизни будет как надо.

http://www.academyart.sp.ru/pr/_sazhin.html" --> http://www.csa.ru/Sazhin/" --> title=Довольно много информации, экспозиция" --> title=Несколько картин. Обратите внимание на адрес…" --> http://postcard.rol.ru/archive/sazhin/" -->

об авторе:

glebisglebis. Санкт-Петербург. День рождения: 24.04.84

Глеб Калинин — автор Эксперимент.Ру. Профессионально занимается веб-технологиями и пишет электронную музыку под псевдонимом jeune homme.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Маруся Климова. Белокурые бестии

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин