Страх, рефлекс и телевидение

29.03.2004, катруха | об автореwwwжж | рейтинг: 7
XX XY
That's why it's you and me
Air \Biological\

Любое обобщение опасно, даже это.
Александр Дюма-отец

На проявления человеческой деятельности или характерное поведение в политике, искусстве и пр., можно смотреть с нескольких точек зрения, выискивая вызвавшие их причины и подковерные побуждения. Одна из них, биологическая, с одной стороны не теряет общности (бесспорное общее у Малевича, Сталина и нас с вами — необходимость в еде, пользование унитазом, сон и пр. физиология), но с другой — слишком многофакторна, сложна, многозначна и поэтому почти не применима для полновесных обоснований и доказательств.

Скажите, вы прикрываете ладонью глаза, когда смотрите на сварку? Оглядываетесь по сторонам, когда переходите через дорогу? Дергаетесь, услышав звонок мобильного? Ах, у вас виброзвонок. Значит, шарите по карманам, с ложным чувством ощущения вибрации. Курите? Чувствуете себя неловко перед камерой? Да? Значит, вам должно быть знакомо понятие условного рефлекса. Для тех, кто мирно проспал эту тему на уроке биологии в восьмом классе, постараюсь объяснить в двух словах.

Этот очень простой термин впервые был введен русским профессором-антикинологом Павловым в смутном 1905 году. В оригинале его определение звучит близко к следующему: «индивидуальные реакции организма на различные, в том числе и индифферентные по отношению к пище (свет, звук, боль и т.п.) раздражители». Необходимое пояснение для широких масс трудящихся: если самого большого в мире любителя яблок бить по голове достаточно тяжелым предметом каждый раз, когда он их съедает, то в скором времени любитель не то что смотреть на них не сможет, он постарается засунуть их в физиологическое отверстие человеку, из добрых побуждений предложившему яблочный пирог (случай любителя-яблок-мазохиста только подтверждает правило). Т.е. организм сам, независимо от осознанных командполушарий переднего мозга имеет свойство при повторяющихся внешних воздействиях делать выводы, что такое хорошо и что такое плохо. Участвует в этом подсознание или же это проделки спинного мозга — не ясно даже величайшим умам современности, но правило работает, что и позволило в свое время Павлову получить первую Нобелевскую премию по физиологии.

Теперь попробуем рассмотреть приложение понятия условного рефлекса к вражескому чуду техники — телевизору и постараемся понять, какие рефлексы должны бы появиться у современного человека, проводящего у этого магического ящика заметную часть своей трезвой жизни. Прежде всего, какая ситуация была раньше, до появления TV. Когда мозг получал сигнал «опасность», включался целый комплексный биохимический ответ, т.е. в кровь поступало много активных вещест, вызывающих активность, не только адреналин + куча веществ послабее. Бежать, прятаться в пещеру/берлогу, страх, море негатива. В результате получалось, что страх и шок оказывались связаны с неприятностью. Полезный рефлекс, не так ли? Так что же изменилось с появлением кинотеатров и друзей с голубым экраном?

Собака Норд

Подопытная собака Норд в «станке».

Институт экспериментальной медицины. 1927 г.

Человек смотрит новости по телевизору или расслабился в кинотеатре, жует попкорн. Причем увлекся, интересный фильм, ужасы или новости о землетрясении/пожарах. И к примеру, в какой-то момент из-за угла неожиданно выскакивает гигантский глист-пришелец из космоса, живой четверорукий мертвец или другой годзилла. Включается тот самый биохимический каскад. Но. В следующий момент человек понимает, что он дома, закутанный в теплый плед, на коленях кошка, чашка кофе в руке или же в том самом кинотеатре с надежными секьюрити при входе. И каскад тормозится. Приходит позитив. Вот вам и новый рефлекс. Точнее, изменившийся старый.

К чему же этот сознательно утрированный и упрощенный анализ нас приводит? А к тому, что чувство страха становится приятным. Позитивным. Естественно ли это? Попробуем рассмотреть с этой позиции некоторые аспекты современной жизни. В частности, вырождение живописи и смещение акцентов ее использования в сторону иллюстративно-дополнительную, но никак не самостоятельно-центральную. Времена, когда в Лувр стояли шестичасовые очереди давным-давно прошли, чай не премьера третьей «Матрицы». Ведь статическая картинка в большинстве случаев проигрывает куда более впечатляющей динамике. Судорожные попытки обрести былую популярность сводятся к шокированию аудитории, играя на том самом «перевоспитанном» условном инстинкте «приятного страха», описанном в предыдущем абзаце. Иначе, хоть как-то достучаться уже не получается (более подробно рекомендую смотреть серию статей Арт и Шок). В результате отличие дизайнера от художника заключается в pr-менеджере. У последнего он более продвинутый и грамотный. А ведь раньше разница между ремесленником, стругающим потоковый конвейер и настоящим творцом была куда больше.

Второй пример смотрит на нас со страниц журналов, бигбордов, того же телевизора и пр. средств массовой информации. Бодро и жизнерадостно навязываемый образ современной молодежи, накрепко связанный со словом «экстрим», которая летает на сноубордах, рассекает на роликах по крышам домов и  даже в туалет ходит не меньше, чем с самой высокой точки Останкинской телебашни. Только давайте сразу избавимся от псевдоманифестов в стиле «за спортивный образ жизни». Достаточно спросить, какая дневная выручка у бабушек, подбирающих бутылки на горнолыжных склонах. Дело в том, что бояться, ловить адреналиновый приход стало даже не модно, а постоянно приятно. Страх стал ходовым и популярным товаром. Казалось бы, что же в этом плохого?

Да то, что этот самый продающийся страх с точки зрения биологии — подделка. Откровенно дешевая, опасная халтура. Потому что он безопасный. А это прямое искажение одного из мощнейших оружий биологической защиты любого организма — осторожности. Нельзя винить полуподвальную китайскую фирму «Падек», по часам которой вы постоянно сверяли время, в том, что в по-настоящему ответственный момент они треснули. Винить нужно себя. Заяц, который с интересом рассматривает людей, наверняка будет пристрелен куда быстрее своего удирающего собрата.

Конечно же, описанная картина сознательно утрирована автором. Темных тонов добавлено значительно больше, чем следует. И переносить проявление примитивных рефлексов собак на поведение человека — одну из самых живучих и адаптируемых сволочей на планете Земля, наверняка глупый и опрометчивый шаг. Поэтому не стоит выбрасывать в окно телевизор, ломать сноубоард и дарить ролики своему злейшему врагу. Но если вы все-таки увидили табличку: «Лавиноопасный склон», лучше повернуть. Ведь вы не в кино.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

катруха. Лобня. День рождения: 06.11.1980

Евгений Катруха — представитель редкой, но безусловно замечательной породы людей. Технический интеллигент, ученый, он, ко всему прочему, отлично умеет рассказывать.
На эксперименте почти с первых его дней.

О себе
«Чувство собственного достоинства, гневливость,
неумеренный „рационализм“,
[…] дух соперничества, недоверие к чувствам,
нетерпимость к критике, враждебные замыслы, мании»

Сол Беллоу. «Герцог»

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Coil. Music To Play In The Dark Vol.2
coil. music to play in the dark vol.2 …

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин