Страх, рефлекс и телевидение

29.03.2004, катруха | об автореwwwжж | рейтинг: 7
XX XY
That's why it's you and me
Air \Biological\

Любое обобщение опасно, даже это.
Александр Дюма-отец

На проявления человеческой деятельности или характерное поведение в политике, искусстве и пр., можно смотреть с нескольких точек зрения, выискивая вызвавшие их причины и подковерные побуждения. Одна из них, биологическая, с одной стороны не теряет общности (бесспорное общее у Малевича, Сталина и нас с вами — необходимость в еде, пользование унитазом, сон и пр. физиология), но с другой — слишком многофакторна, сложна, многозначна и поэтому почти не применима для полновесных обоснований и доказательств.

Скажите, вы прикрываете ладонью глаза, когда смотрите на сварку? Оглядываетесь по сторонам, когда переходите через дорогу? Дергаетесь, услышав звонок мобильного? Ах, у вас виброзвонок. Значит, шарите по карманам, с ложным чувством ощущения вибрации. Курите? Чувствуете себя неловко перед камерой? Да? Значит, вам должно быть знакомо понятие условного рефлекса. Для тех, кто мирно проспал эту тему на уроке биологии в восьмом классе, постараюсь объяснить в двух словах.

Этот очень простой термин впервые был введен русским профессором-антикинологом Павловым в смутном 1905 году. В оригинале его определение звучит близко к следующему: «индивидуальные реакции организма на различные, в том числе и индифферентные по отношению к пище (свет, звук, боль и т.п.) раздражители». Необходимое пояснение для широких масс трудящихся: если самого большого в мире любителя яблок бить по голове достаточно тяжелым предметом каждый раз, когда он их съедает, то в скором времени любитель не то что смотреть на них не сможет, он постарается засунуть их в физиологическое отверстие человеку, из добрых побуждений предложившему яблочный пирог (случай любителя-яблок-мазохиста только подтверждает правило). Т.е. организм сам, независимо от осознанных командполушарий переднего мозга имеет свойство при повторяющихся внешних воздействиях делать выводы, что такое хорошо и что такое плохо. Участвует в этом подсознание или же это проделки спинного мозга — не ясно даже величайшим умам современности, но правило работает, что и позволило в свое время Павлову получить первую Нобелевскую премию по физиологии.

Теперь попробуем рассмотреть приложение понятия условного рефлекса к вражескому чуду техники — телевизору и постараемся понять, какие рефлексы должны бы появиться у современного человека, проводящего у этого магического ящика заметную часть своей трезвой жизни. Прежде всего, какая ситуация была раньше, до появления TV. Когда мозг получал сигнал «опасность», включался целый комплексный биохимический ответ, т.е. в кровь поступало много активных вещест, вызывающих активность, не только адреналин + куча веществ послабее. Бежать, прятаться в пещеру/берлогу, страх, море негатива. В результате получалось, что страх и шок оказывались связаны с неприятностью. Полезный рефлекс, не так ли? Так что же изменилось с появлением кинотеатров и друзей с голубым экраном?

Собака Норд

Подопытная собака Норд в «станке».

Институт экспериментальной медицины. 1927 г.

Человек смотрит новости по телевизору или расслабился в кинотеатре, жует попкорн. Причем увлекся, интересный фильм, ужасы или новости о землетрясении/пожарах. И к примеру, в какой-то момент из-за угла неожиданно выскакивает гигантский глист-пришелец из космоса, живой четверорукий мертвец или другой годзилла. Включается тот самый биохимический каскад. Но. В следующий момент человек понимает, что он дома, закутанный в теплый плед, на коленях кошка, чашка кофе в руке или же в том самом кинотеатре с надежными секьюрити при входе. И каскад тормозится. Приходит позитив. Вот вам и новый рефлекс. Точнее, изменившийся старый.

К чему же этот сознательно утрированный и упрощенный анализ нас приводит? А к тому, что чувство страха становится приятным. Позитивным. Естественно ли это? Попробуем рассмотреть с этой позиции некоторые аспекты современной жизни. В частности, вырождение живописи и смещение акцентов ее использования в сторону иллюстративно-дополнительную, но никак не самостоятельно-центральную. Времена, когда в Лувр стояли шестичасовые очереди давным-давно прошли, чай не премьера третьей «Матрицы». Ведь статическая картинка в большинстве случаев проигрывает куда более впечатляющей динамике. Судорожные попытки обрести былую популярность сводятся к шокированию аудитории, играя на том самом «перевоспитанном» условном инстинкте «приятного страха», описанном в предыдущем абзаце. Иначе, хоть как-то достучаться уже не получается (более подробно рекомендую смотреть серию статей Арт и Шок). В результате отличие дизайнера от художника заключается в pr-менеджере. У последнего он более продвинутый и грамотный. А ведь раньше разница между ремесленником, стругающим потоковый конвейер и настоящим творцом была куда больше.

Второй пример смотрит на нас со страниц журналов, бигбордов, того же телевизора и пр. средств массовой информации. Бодро и жизнерадостно навязываемый образ современной молодежи, накрепко связанный со словом «экстрим», которая летает на сноубордах, рассекает на роликах по крышам домов и  даже в туалет ходит не меньше, чем с самой высокой точки Останкинской телебашни. Только давайте сразу избавимся от псевдоманифестов в стиле «за спортивный образ жизни». Достаточно спросить, какая дневная выручка у бабушек, подбирающих бутылки на горнолыжных склонах. Дело в том, что бояться, ловить адреналиновый приход стало даже не модно, а постоянно приятно. Страх стал ходовым и популярным товаром. Казалось бы, что же в этом плохого?

Да то, что этот самый продающийся страх с точки зрения биологии — подделка. Откровенно дешевая, опасная халтура. Потому что он безопасный. А это прямое искажение одного из мощнейших оружий биологической защиты любого организма — осторожности. Нельзя винить полуподвальную китайскую фирму «Падек», по часам которой вы постоянно сверяли время, в том, что в по-настоящему ответственный момент они треснули. Винить нужно себя. Заяц, который с интересом рассматривает людей, наверняка будет пристрелен куда быстрее своего удирающего собрата.

Конечно же, описанная картина сознательно утрирована автором. Темных тонов добавлено значительно больше, чем следует. И переносить проявление примитивных рефлексов собак на поведение человека — одну из самых живучих и адаптируемых сволочей на планете Земля, наверняка глупый и опрометчивый шаг. Поэтому не стоит выбрасывать в окно телевизор, ломать сноубоард и дарить ролики своему злейшему врагу. Но если вы все-таки увидили табличку: «Лавиноопасный склон», лучше повернуть. Ведь вы не в кино.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

катруха. Лобня. День рождения: 06.11.1980

Евгений Катруха — представитель редкой, но безусловно замечательной породы людей. Технический интеллигент, ученый, он, ко всему прочему, отлично умеет рассказывать.
На эксперименте почти с первых его дней.

О себе
«Чувство собственного достоинства, гневливость,
неумеренный „рационализм“,
[…] дух соперничества, недоверие к чувствам,
нетерпимость к критике, враждебные замыслы, мании»

Сол Беллоу. «Герцог»

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Персональная музыка

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин