Арт и шок-3: Портрет детоубийцы

26.12.2003, GEEz | об авторе@ | рейтинг: 7

Событие

Лондон, 1997. Выставка современных британских художников «Сенсация». Организатор: Королевская академия искусств. Владелец выставленных работ: британский рекламный магнат Чарльз Саатчи. Тот самый, который в 1979 году помог Маргарет Тэтчер победить на выборах.

Принятию решения об открытии выставки предшествовало чистосердечное признание Академией своих финансовых затруднений: 2,5 млн. фунтов кредитной задолженности и 2 млн. долга в пенсионный фонд. (Стоит отметить, что накануне из-за нехватки денег на аренду необходимого выставочного пространства сорвался реальный crowd puller — выставка работ Пикассо, Матиса и Дали).

За признанием долгов последовал деловой ужин с участием г-на Саатчи, главы выставочного комитета Академии Томаса Филипса и Нормана Розенталя, ее секретаря. Надо полагать, за чашкой доброго английского чая и родилась идея взаимовыгодной «Сенсации».

Объект

«Расчлененка, откровенное порно и портрет Миры Хиндли», — кратко высказался о «Сенсации» один из британских критиков, писавший для «Гардиан». Последний объект в его лаконичном перечне объединил оба предыдущих, тем самым лишь усилив концептуальный ряд. Однако сие очевидно лишь для британцев, части искусствоведов и криминалистов, специализирующихся на серийных убийствах. Local politics make all art local, как верно заметил кто-то англоговорящий.

Мира, гризайль, 11х9 футов

Мира Хиндли, фото

А вот и сам портрет. «Мира», гризайль, 11х9 футов. Акрил, кисть, гипсовый слепок детской руки. Ниже — исходное изображение, черно-белое фото из уголовного дела серийной детоубийцы Миры Хиндли, получившей пожизненное заключение за соучастие в пытках и убийстве пятерых подростков.

Детоубийцы

Некрасивую девушку Миру и ее бойфренда Иэна Брейди британцы запомнили хорошо. Еще бы — это дело о серийных убийствах детей стало первым, в котором оказалась замешана женщина.

Верховодил, правда, Брейди — способный, но волею обстоятельств лишенный отчей ласки юноша, возомнивший себя юберменшем. К шестнадцати годам он вылетел из школы для одаренных детей, заимел нездоровый интерес к нацизму и подозревался в трех кражах со взломом.

Мира, атлетически сложенная девица с крупными чертами лица, умная (IQ-107), терзаемая комплексом вины за смерть товарища детских игр, с удовольствием приняла правила игры, предложенные садонацистом Брэйди, собравшим библиотеку из Достоевского и маркиза де Сада.

В конце концов, ей тоже хотелось немного любви… а в школьные годы Хиндли дразнили «квадратной жопой», и плевать одноклассникам было на ее поэтическое дарование и рекорды по плаванию.

Они встретились в мерчандайзинговой конторе, где Брейди подвизался кладовщиком, а Мира получила секретарскую должность. Он целый год не обращал на нее внимания, и бедняжка увлажняла слезами страницы своего дневника.

В Рождество, потянув пару-тройку дринков на корпоративной вечеринке, Брейди пригласил ее на свидание. Милый юноша, он включал ей военные марши германских нацистов и читал Майн Кампф…

Некоторое время спустя Мира выкрасила волосы перекисью, стала надевать сапоги с высокими голенищами и мини-юбку. Брэйди понял, что обзавелся верной последовательницей.

Она позволяла ему фотографировать себя голой, в kinky clothes и непристойных позах, снимать на пленку их секс. Когда Брэйди заявил, что намерен экспроприировать немного наличных в местном банке, Мира без колебаний записалась на водительские курсы, купила пару стволов и начала ходить в тир. Однако экспроприация была всего лишь проверкой. Последней.

Пытаясь объяснить то, что случилось позднее, эксперты особо упирают на одержимость Брэйди творчеством Достоевского. Держу пари, все уже догадались, какое именно произведение при этом вспоминают — разумеется, «ПиН». Якобы роман Достоевского стал для Брэйди не предостережением, а руководством к действию.

Не смакуя детали, упомянем факты: Брэйди и Хиндли убили пятерых подростков. Отнятию жизни предшествовали пытки, сексуальное насилие, фото- и киносъемка. С течением времени парочка созналась во всех убийствах, но одно тело так и не было найдено.

День сегодняшний

Вышло так, что Акт об отмене смертной казни в Великобритании (1965) вступил в действие за четыре месяца до арреста Хиндли и Брэйди. Не будь этого, все давным-давно закончилось бы.

Бунтарь и юберменш Иэн Брэйди быстро смирился с приговором и жизнью в тюрьме. Хиндли — нет. Она порвала с ним всякие отношения в 1970, хотя до этого парочка регулярно переписывалась и даже обращалась к властям с просьбой сочетаться законным браком.

Мира несколько раз подавала на апелляцию, но неудачно. В 1986 Европейский суд по правам человека отклонил ее прошение о пересмотре дела как «неприемлемое». Но и после этого она продолжала позиционировать себя в качестве невинной жертвы «манипулятора» Брэйди. 15 ноября 2002 года она скончалась в тюрьме.

О судьбе Иэна Брэйди мне ничего неизвестно.

Реакция

В день открытия «Сенсации» некто Питер Фишер, художник, залил «Миру» красной и синей тушью. Несколько часов спустя Жак Роул, его коллега по цеху, забросал гризайль куриными яйцами. Успел швырнуть три-четыре штуки, после чего был остановлен офицером полиции в штатском.

— Есть моменты, когда ты понимаешь — с этим надо что-то делать, — так объяснил Роул свой поступок в полиции. — Иначе в следующий раз в выставочном зале обнаружится фото из пыточной камеры.

За две недели картина была отреставрирована и выставлена снова. На этот раз — в футляре из прозрачного пластика, под присмотром двух охранников…

В краю далеком

Два года спустя «Сенсация» оказалась в Бруклинском музее искусств, Нью-Йорк. Картина Маркуса Харви не задела нерв местной публики. Чего не скажешь о «Мадонне» Криса Офили.

Напрашивается простой вывод: шапка должна быть по Сеньке. Речь не о том, что «Мадонна» — более значительное произведение искусства. Но в то время как «Мира» была актуальна для британцев, «Мадонна» априори должна была наступить на парочку основных мозолей католической конфессии.

По мнению одного из британских искусствоведов (имя уже не упомню), лучший способ стать известным художником сегодня — сразу же после окончания худшколы нанять себе PR-агентство посолиднее. Художники, полагает он, больше не занимаются искусством; вместо этого они занимаются собственным промоушеном.

Если анализировать произведения Харви и Офили в терминах PR, то эффективность «Мадонна» на несколько порядков выше, поскольку она апеллирует к более глобальным ценностям — вернее, провоцирует их носителей, число которых намного больше, нежели население Великобритании. А это по умолчанию обеспечивает Крису Офили гораздо более широкую известность, нежели его коллеге.

Можно высказаться и в не менее модном киберстиле: и Маркус Харви, и Крис Офили грубо атакуют культурные коды. Первый ищет уязвимые места в защите локальной сети, а второй — взламывает весьма популярную операционную систему. При этом, что совершенно закономерно, известность хакера прямо пропорциональна количеству пострадавших.

См. также:

Арт и шок: уринотерапия для I.N.R.I
Арт и шок-2: навоз для Пречистой Девы

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

GEEzGEEz. Брест, Беларусь. День рождения: 12.06.1975

Сергей Эм, он же GEEz — талантливый и небезызвестный профессиональный белорусский журналист.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Алекей Калянов о сборнике «-тье»
Отзыв о сборнике современной электронной экспериментальной музыки -тье, вышедшем на experiment.ru records …

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин