О музыке электронной и электронной

05.12.2003, Vanyamba | об авторе@ | рейтинг: 2

Написать эту статью меня побудили слова Андрея Горохова о том, что музыка для человека выступает как способ изменить самоидентификацию. Эта мысль меня заинтересовала, и после некоторого размышления я решил, что имею точку зрения на этот вопрос, которую готов обсудить с тем, кому это может быть интересно. Люди же по складу своему все делятся на мыслителей и делателей, и вот, так уж получилось, что из тех людей вокруг меня, с кем бы я мог об этом по-дружески поболтать, никто не склонен о таких вещах дискутировать. Вот я и решил написать статью.

Года три-четыре назад я познакомился с молодым меломаном, который очень любил ещё только входивший тогда в моду idm. Послушав мою музыку, он сказал мне нечто, что меня озадачило. Твоя музыка вроде бы и электронная, и местами похожа на idm, сказал он мне, но в ней нет idm-овских фишек, от которых я вставляюсь.

Интересное откровение это было, потому что до того момента я как-то не задумывался о том, что кто-то вообще может вставляться от Boards of Canada или Lonyx. А тут вдруг выяснилось, что их музыка в чем-то принципиально иначе сделана, чем у меня.

Это не разговор об idm и не о моих собственных виршах, поэтому нет смысла развивать эту тему дальше. Здесь важно то, что электронная музыка в чём-то принципиально отличается от электронной же музыки. Иначе говоря, есть музыка, которую можно в принципе создавать вообще без компьютера, и есть музыка, которую без компьютера создать практически невозможно.

Посмотрим на историю звукозаписи. Первые грамзаписи делались так: ставился микрофон и народный хор имени Пятницкого дружно в него пел. Потом появились микшерные пульты для смешивания различных источников звука, и это позволило ощутимо улучшить качество звучания. Далее появилось стерео, а с ним и понятия звуковой панорамы и расположения источников звука в этой панораме. При этом сами источники оставались монофоническими: микрофоны, гитары. Наконец, наступила эра стереофонических эффектов и стереофонических же источников звука, в роли которых стали выступать сэмплеры.

С появлением стерео и электронных инструментов, в ходе экспериментов родился новый подход к самому процессу создания музыки. Отцом-основателем его считается Брайан Ино. Он первым догадался использовать смесь шумового фона окружающей среды и отдельных музыкальных партий для создания новой акустической среды, в которую погружается слушатель в процессе прослушивания. Такая музыка в исполнении Брайана Ино получила название ambient.

И вот здесь уместно вспомнить о фразе г-на Горохова. Разница между эмбиентом и не-эмбиентом как раз в том, что эмбиент меняет не самоидентификацию слушателя, а окружающее его звуковое пространство, в то время как доэмбиентная музыка, действительно, меняла именно самоидентификацию. В результате меломан, слушающий рок, становился рокером, панк – панком, битлз – битником, и он выражал свою новую самоидентификацию явным образом через изменение своей внешности и поведения, сознательно и намеренно.

Всё. О том, как делать из людей ванямбаманов, мы не будем говорить, просто потому, что это не журнал Fuzz. Прошу только не путать музыку эмбиент со стилем эмбиент.

Итак, как же создавать новую музыку? А вот сядьте в парке на лавочку, закройте глаза и внимательно слушайте звуки города обеими ушами. Слышите стереопанораму? Теперь отправляйтесь за компьютер, подберите сэмлов, и так же, внимательно слушая в оба уха, откуда доносятся звуки, создавайте свою собственную стереокартину.

Покрутите ручки эффектов реверберации и хоруса. С их помощью легко добиться того, что звук будет доноситься откуда-то издалека или наоборот – звучать очень близко.

В этом, казалось бы, нехитром подходе, который весь уместился в один абзац, на самом деле, если присмотреться внимательно, заложен невероятно мощный творческий потенциал. Потому что даже если есть несколько хороших мелодий, то родить из них альбом можно, только если есть идея альбома. А рисование стереопейзажей позволяет не придумывать мучительно какую-то идею, которая в результате окажется плоха уже тем только, что будет слишком сиюминутна, но сесть и, услышав звук, увидеть, какой визуальный образ он рождает в рамках той картинки, которая уже есть к моменту его появления.

Ещё несколько фишек, которыми хотелось бы поделиться. Просто, чтобы сделать статью подлинее.

Есть эффект, имитирующий большую громкость (LoudnessMaximizer). Чем больше громкость, тем уже динамический диапазон, то есть разница между самыми громкими звуками и самыми тихими. Повестьте его на мастер, и включите так, чтобы зашкаливало, а на каналах покрутите настройки компрессора, чтобы придать звуку нужную глубину. Потом, когда уберёте максимайзер, то разницы практически не заметите, зато фонограмма приобретёт фирменное свойство “чем громче, тем кайфовее”.

Аналогично, если на мастер повесить эффект дилэя или эха, имитирующий большой зал, то сможете услышать, как ваш трек будет звучать в комнате, намного превышающей размерами вашу студию. Покрутите настройки ревебератора, чтобы сделать трек пригодным для прослушивания в помещениях с разной акустикой. На некоторых каналах нужно будет убавить уровень реверберации, чтобы они не превращались в неразборчивую кашу.

Чтобы смастерить собственный мелодический инструмент, например, в редакторе Vienna Soundfont Editor, из какого-либо сэмпла, нужно добиться того, чтобы его атака и затухание красиво сочетались между собой. Это можно сделать в любом звуковом редакторе, смешивая между собой начальный и конечный куски сэмпла. Если они не будут сочетаться, то таким инструментом невозможно будет сыграть даже одноголосую мелодию: когда некрасиво, то это ничем не лечится.

В шумовом сэмпле, прежде чем его использовать, найдите на спектре пик, определяющий основную частоту сэмпла, понизьте или повысьте питч всего сэмпла так, чтобы этот пик приходился на частоту ноты «до» (55, 110, 220, 440, 880 и т.д. Гц), выделите эту частоту эквалайзером, а остальные частоты понизьте и по возможности уберите совсем. И уже в самом треке используйте этот сэмпл согласно мелодического или гармонического лада композиции. Это нужно сделать для того, чтобы ваш трек могли слушать обладатели аппаратуры класса hi-end. На этой аппаратуре слышно гораздо больше частот, чем на хорошей бытовой и даже недорогой профессиональной, а сочетания немузыкальных шумов сильно режут ухо. Если такой сэмпл получился слишком беден по спектру, расширьте спектр эффектом хоруса или взяв аккорд и отрегулировав громкость нот в аккорде так, чтобы присутствуя они не воспринимались на слух.

При оцифровке MIDI-трека продублируйте настройки инструмента в несколько разных MIDI-каналов и раскидайте ноты этого трека по этим каналам, а настройки инструмента, такие как атака, спад, резонансные фильтры, уровни эффектов и т.п. в каждом канале сделайте чуть-чуть отличными от остальных, но только совсем чуть-чуть. Это сделает инструмент более живым, плюс обычно чип синтезатора так устроен, что на каждый MIDI-канал он выделяет ограниченное кол-во голосов.

Плюс при оцифровке по отдельности каждого трек в сумме вы получите больше голосов, чем физически есть в чипе синтезатора. Производители дешёвых карт заявляют, что виртуально их чип делает чуть ли не 1024 голоса. Но чудес в железе не бывает, поэтому за виртуальные голоса приходится платить ощутимым снижением качества звука в каждом отдельном голосе. Разница же в звучании синтезаторов с 64— и 32-голосой полифонией заметна, и заметна весьма. Просто потому, что последнему не удаётся заполнить спектр с такой же плотностью. На практике уложиться в 32 голоса в композиции с четырьмя инструментами и барабанами не получается никак, а карты, у которых есть 64 голоса аппаратно, стоят от 500 уе и выше. Искусство же в работе со звуком в том и состоит, чтобы слушая трек, другой саунд-продюссер не мог определить, на чём вы его сделали.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

Vanyamba. Санкт-Петербург

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

Международный фестиваль индустриальной музыки LANDSCHAFT 2

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин