Арт и шок: уринотерапия для I.N.R.I

20.06.2003, GEEz | об авторе@ | рейтинг: 7
Я не знаком с мистером Серрано лично и, надеюсь, никогда не повстречаюсь с ним. Потому что он — не художник, а дрочила…
Сенатор Джесс Хелмс

18 мая 1989 года сенатор Альфонсо д'Амато торжествующе объявил, что художнику Андресу Серрано отказано в грантовой поддержке, и сплясал джигу на репродукции его работы Piss Christ (1987 г.) — той самой, которая вместе с гомоэротическими фото Роберта Мапплторна послужила причиной яростных нападок на арт-модерн со стороны правых в сенате США. Этот инцидент положил начало так называемым Культурным Войнам — общенациональной дискуссии о свободе выражения художника и распределении федеральных средств, выделяемых на финансирование искусства.

Андреса Серрано, американца испанского происхождения, это не особенно огорчило. С одной стороны, он потерял правительственные гранты. С другой, его имя замелькало в газетных заголовках, а работы выросли в цене на несколько порядков. К примеру, в 1997-м страховочная стоимость злополучного Piss Christ, продержавшегося чуть больше суток в Национальной галерее Виктории (Австралия), составляла 25,000 USD. Через несколько часов после открытия выставки 51-летний Джон Аллен Хейвуд сорвал фото со стены, но сумел лишь слегка повредить раму — охрана подоспела вовремя. На следующий день двое смышленых тинейджеров без проблем развели охранников — один отвлек их внимание, набросившись на другое фото, а второй в это время поразил цель восемью ударами молотка.

Посовещавшись, попечители галереи закрыли выставку. Под тем предлогом, что «в сложившейся ситуации администрация не в состоянии гарантировать сохранность работ и безопасность посетителей». Журналисты окрестили это решение «актом цензуры», а Джордж Пелл, архиепископ Мельбурнский, безуспешно пытавшийся добиться судебного постановления о прекращении выставки Андреса Серрано, заявил: «Хоть я и выступаю за мирный протест в рамках закона, но прекрасно понимаю чувства, двигавшие этими людьми».

Вот он, Piss Christ.

Piss Christ

Всего-навсего фотография пластмассового распятия, погруженного в сосуд с… мочой Андреса Серрано (в некоторых источниках упоминается еще и примесь бычьей крови). Не будь этой небольшой детали, стали бы австралийские подростки лупить молотком по, в общем-то, невзрачному фото, а американские сенаторы — лишать г-на Серрано финансовой поддержки государства? Вряд ли. Кстати, Piss Christ — всего лишь одна из серии фотографий, изображающих те или иные фигурки-символы, погруженные в разные жидкости. Например, есть еще Дискобол и Папа Римский. Правда, ни того, ни другого автор не «замочил».

Кто такой Серрано? Христоненавистник или, может быть, воинствующий атеист? Послушаем его самого.

— Я вижу себя продолжателем традиций религиозного искусства. Я — не еретик. Я не разрушаю иконы, а создаю новые. Меня тянет ко Христу, но с католической церковью у меня реальные проблемы. В то же время мои работы не следует воспринимать как выпады против Церкви — я считаю, что делаю иконы, вполне пригодные для нее. Лучшее место для Piss Christ — это храм. Если у Ватикана достанет ума, они начнут скупать мои работы.

Квартира Андреса Серрано, расположенная в полуиндустриальном районе Бруклина, битком набита церковной утварью и иконами. Те, кто бывал в ней, говорят, что жилище художника больше всего напоминает антикварную лавку где-нибудь в Средиземноморье. Собственное увлечение христианской символикой художник иногда называет «одержимостью». В своих первых работах (ранние 80-е) Серрано концентрировался на стилизованной интерпретации католической иконографии. Позднее он перешел к более абстрактным образам и начал использовать в работе телесные жидкости — молоко, кровь, в том числе — менструальную, и сперму. (Вспомните обложку альбома «Металлики» Load — это «Кровь и семя»Андреса Серрано. В буквальном смысле — фотография Blood and Semen III была получена путем смешивания крови и собственного семени художника, помещенных между двумя листами оргстекла). На стыке двух этих периодов в его творчестве и был создан Piss Christ.

Фотографии работ из «Телесной серии»:

Андрес Серрано. Замерзшая сперма
Замерзшая сперма

Андрес Серрано. Кровь и семя I (Blood and Semen I)
Кровь и семя I (Blood and Semen I)

Андрес Серрано. Кровь и семя II (Blood and Semen II)
Кровь и семя II (Blood and Semen II)

Андрес Серрано. Кровь и семя III (Blood and Semen III)
(Обложка диска Metallica. Load)
Кровь и семя III (Blood and Semen III)

— Меня притягивает символика Церкви, ее эстетика, — признается Серрано. — Я люблю ходить в церковь, но скорее по эстетическим, нежели духовным причинам. В своих работах я исследую собственную одержимость католицизмом. Художник без одержимости — ничто, вот и у меня есть свои заморочки. В прошлом я католик, да и сегодня не стану возражать, если меня назовут «христианином». Думаю, что имею полное право обращаться в своем творчестве к символике Церкви и, само собой, прихожу в ярость, когда мне это запрещают.

Пока что Piss Christ не обрел приют ни в одном храме, но с успехом демонстрируется на фотовыставках по всему свету. Однако другие работы Андреса Серрано уже выставлялись в «сооружениях культа». К примеру, две его фотосерии под общим названием «Вечный мир» демонстировались в самом «сердце» нью-йоркской епископальной церкви — кафедральном соборе св. Иоанна на Манхэттэне, который считается самым большим храмом в мире. Первая часть — «Церковь» — включает семь монохромных принтов по четыре фута высотой, на которых — священники, монахи и храмы. Вторая часть называется «Морг» и состоит из крупных планов рук, ступней и торсов, принадлежащих… мертвецам. Есть даже портрет ребенка, умершего от менингита. Место, где были сделаны снимки, Серрано не назвал.

«Религия — небезопасное дело, — высказался по поводу его выставки куратор собора. — Важно не избегать возможных рисков. Религия должна не только помогать обрести покой, но и бросать вызов». Интересно, что в 80-х собор уже подвергался критике — за демонстрацию «Кристы» Эдвины Сэнди, первого изображения Христа в женской ипостаси. А еще раньше, в далеком 1914-м, здесь проходила выставка скульптур Гутцона Борглума, впервые изобразившего ангелов женского пола.

Андрес Серрано, американец испанского происхождения. Родился в 1950 г. в Нью-Йорке. Обучался искусству в художественной школе при Бруклинском музее (1967-69 гг.). Своим вдохновителем называет Дюшана, лидера французских дадаистов, пытавшегося сделать общественный писсуар экспонатом художественной выставки в Нью-Йорке, 1917 г.

Обсуждение в форуме: читать комментарии | добавить свой отзыв

об авторе:

GEEzGEEz. Брест, Беларусь. День рождения: 12.06.1975

Сергей Эм, он же GEEz — талантливый и небезызвестный профессиональный белорусский журналист.

всегда под рукой

главная страница
карта сайта
поиск
авторы

смотрите также

УЛЫБКА И СМЕРТЬ

счётчики

разное

XML | LJ.XML |  ? 
© 2001–2006 эксперимент.ру | контактная информация | идея и воплощение: Глеб Калинин